«Наше всё» в кинематографе

Сегодня День рождения Александра Сергеевича Пушкина. Ему  215 лет. Уникальное явление нашей русской культуры, он сопровождает нас всю жизнь – приходит к нам в детстве со своими добрыми светлыми сказками, мы взрослеем с его восхитительной прозой, посвящённой романтической поре и, наконец, мы ищем у него ответ на самые глубокие философские вопросы о смысле жизни, о мироустройстве. Пушкин никогда нас не подводил. Недаром на тяжёлый вопрос мы отвечаем: «Я тебе что, Пушкин?» Его произведения очень кинематографичны и даже слегка порывшись в памяти, я нашла десять хороших фильмов по стихам и прозе Александра Сергеевича. И это не беря во внимание мультипликацию. 

1. Пиковая дама (1982)

В этом фильме сошлось множество талантов — великолепный актёрский ансамбль, впечатляющая музыка Дмитрия Бортнянского, камера в руках поразительного оператора Юрия Векслера, режиссёр Игорь Масленников. Все слова от автора читает Алла Демидова, восхитительная актриса никогда не злоупотребляющая актёрскими средствами, сдержанная, с хорошо поставленным голосом, верными интонациями, она словно автор входит в самые трагические моменты истории. Виктор Проскурин роли Германа не красавчик, слабый человек, идея заполучить деньги подчинила себе всю его сущность, он продал душу дьяволу. Пиковую даму играет Ольга Жизнева, актриса той великой актёрской школы, когда каждый жест и взгляд несли глубокий смысл.

2. Барышня-крестьянка (1995)

Очень любила эту повесть в школе. И, по правде сказать, фильм не совсем оправдал мои надежды. Мне кажется, в нём всё хорошо, кроме главных героев – фальшивых насквозь Кориковой и Щербины. Зато актёры второго плана сделали фильм – родители молодых авантюристов – Леонид Куравлёв и Василий Лановой, а также Екатерина Редникова, горничная у барышни.

3. Онегин (1998)

Сердечно благодарна семейству Файнсов за то, что сняли эту картину. И бесспорно, Рэйф воплотил истинно байроническую личность Онегина на экране. Это и подкупило – всё без дураков, английский джентльмен, в которого играл русский аристократ Евгений Онегин, шагнул в снега Петербурга. Когда он идёт, помахивая тяжёлой тростью, через Мало-Конюшенный мост, так и видишь Пушкина – сейчас свернёт и так вдоль речки к себе домой на Мойку, 12. Люблю этот фильм за чувства, которые испытывала режиссёр Марта Файнс (сестра) и композитор Магнус Файнс (брат) к нашему поэту.

4. Капитанская дочка (1958)

Запомнила наказ Пушкина в средней школе, разбирая на уроках литературы его повесть «Капитанская дочка» — береги честь смолоду. История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва на фоне Пугачовского восстания, как нельзя образно учит молодое поколение уму-разуму. Можно ловчить и менять окраску как Швабрин (Вячеслав Шалевич), а можно казаться слабым, но не изменять своим принципам как Гринёв. Наверное, пришло время вернуться к этому произведению Пушкина и снять сегодняшнюю версию.

5. Дубровский (1988)

Мне нравится эта телевизионная версия, уж очень хороши там актёры. Самое главное, есть химия между Дубровским (Михаил Ефремов) и Машей (Марина Зудина). А уж игра актёров второго плана прямое попадание в образы. Троекуров (Владимир Самойлов), Кирилл Лавров (старший Дубровский), Анатолий Ромашин (князь Верейский), Виктор Павлов, Владимир Конкин, Андрей Смоляков, Наталья Крачковская и ещё многие замечательные актёры нашего кино. Сериал смотрится на едином дыхании, в нём ещё не успел выветрится дух советского актёрства. Всё на самом высоком уровне.

6. Выстрел (1966)

Наши задолго до Ридли Скотта с его «Дуэлянтами» сняли «Выстрел». Отсроченная дуэль, растянувшаяся на десятилетия, это волнующая история, где схлестнулись два эгоиста, запомнилась мне благодаря двум блистательным актёрам Михаилу Козакову (Сильвио) и Юрию Яковлеву (граф). Есть вишню и плеваться косточками под дулом пистолета, это хоть кого сведёт с ума.

7. Маленькие трагедии (1979)

«Маленькие трагедии» Пушкина, куда входят «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь» — самые назидательные из всех работ нашего поэта. Говорят, что Милош Форман взял за основу своего «Амадея» именно трагедию Пушкина. Мне больше всего нравится «Каменный гость». Конечно, в первую очередь из-за Владимира Высоцкого (дон Гуан) и Наташи Белохвостиковой (донна Анна). Высоцкий невероятно вдохновенно играет влюблённого. Испанские интерьеры совершенно аутентичны. И вообще, восхищает режиссёрская работа, как умудрился Михаил Швейцер соединить несоединимое, такие разные, по сути, вещи в целостную картину. Здесь работает и музыка Альфреда Шнитке, и волшебная камера Михаила Аграновича. Гармоничное произведение советского искусства.

8. Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1976)

Мне кажется, что Пушкин был бы в восторге от такого артхаусного кино. Остроумные диалоги, много музыки, веселья и дурачества и всё в меру, с хорошим вкусом. В роли арапа Владимир Высоцкий. Его избранницу играет Ирина Мазуркевич. И если перечислять всех звёзд, надо писать отдельный пост, и у каждого роль – жемчужина. Музыка опять же Альфреда Шнитке, он, по-видимому, был нарасхват в конце 70-х. Да, и самое главное — режиссёр Александр Митта в лучшей своей форме.

9. Метель (1964)

Пушкин умел рассказать романтическую историю так, что вовек не забудешь. Отправить свою героиню венчаться в церковь с человеком (Георгий Мартынюк), который случайно забрёл и решил просто пошутить, прикинувшись женихом.  При этом реальный жених (Олег Видов) заплутал в метель и явился к шапочному разбору – церковь пуста, а невеста замужем за другим. Тут кстати пришлась война. Спустя годы обвенчанные воссоединились. Фильм поставил Владимир Басов, а роль несчастной невесты сыграла его муза и жена, красавица и умница Валентина Титова. И не могу не упомянуть саундтрек к фильму – звучит гениальная музыка Георгия Свиридова.

10. Станционный смотритель (1972)

0007-005-Stantsionnyj-smotritel-Samson-Vyrin

История маленького человека, трогательная, пробивающая до слёз. Поставил фильм Сергей Соловьёв. Музыкальное сопровождение – Исаак Шварц. Станционного смотрителя, маленького человека, играет гениальный русский актёр Николай Пастухов. Его обидчика, повесу ротмистра – Никита Михалков. Эта роль некая предварительная подготовка к «Жестокому романсу» и его бессердечному и циничному Паратову. Кстати, Николая Пастухова можно увидеть в фильмах Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви» Хорошие актёры работали у сильных режиссёров в очень узком круге.

Эта история о горе отца, чью юную дочь сманил в город заезжий военный офицер, сделал её содержанкой и запретил видеться с отцом.


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

6 комментариев to «Наше всё» в кинематографе

  1. Пиковая дама шикарная экранизация… с изрядной долей мистики , великолепной стилизацией и атмосферой!

    Так же очень нравился Дубровский, наш русский Робин Гуд.
    Особенно сцена с травлей медведем.

    Ефремов отлично сыграл главную роль.

    • georgina:

      Ефремов — хороший актёр, унаследовал отцовские гены. Причём, во всём.
      Кстати, фильм правильно называется «Благородный разбойник Владимир Дубровский», что уж прямо отсылает к Робину Гуду.

  2. AlexSandra:

    Дорогая Georgina! Спасибо за чудесный пост. Все эти фильмы люблю, особенно «Арапа», «Маленькие трагедии» и «Онегина». Пересматриваю регулярно..Хотелось бы прочесть твое мнение о последней, насколько я знаю, экранизации «Капитанской дочки», которая вышла под названием «Русский бунт» с Швабриным-Маковецким, Пугачевым-Машковым, Савельичем-Владимиром Ильиным. Режиссер-Александр Прошкин, вышел фильм в прокат году в 2000, кажется.

    • georgina:

      Саша, мне не понравилось мельтешенье в фильме 2000 года. Знаешь, какая-то фальшь, угожденье моде. И ещё, мне давно надоел Ильин.Он везде одинаковый. Я знаю наизусть его интонации, его приёмы. Вот не знает он меры. Также часто переигрывает Маковецкий. Вроде бы Машков идеален на роль Пугачова физически, но то ли просчёт сценария, но вся история кажется бутафорской. С другой стороны, возможно, если бы я пересмотрела сейчас, что-то бы поменялось в моём отношении.
      А тебе нравится эта экранизация? Признаю, что версия 1958 года устарела, но для меня часто старое как признак достоверности, документализма…

      • AlexSandra:

        Наташа, смотрела один раз в кинотеатре, шла на фильм и с интересом ( из-за актерского состава), и с предубеждением (не понравилось,что на роли Маши и Гринева поляков взяли). Тоже не в восторге от фильма в целом. Помню, что сидела до конца из-за компании—мы на этот фильм почти всей группой институтской ходили. А пересматривать не буду—жалко времени, не успеваю столько интересного смотреть. Честно говоря, боюсь новых экранизаций—редко что-то, интересное именно для меня получается.

        • georgina:

          Спасибо за твой ответ.
          В новых экранизациях пропала доверительность, искренность. Мне кажется, актёры перестали собирать историю своих персонажей, вживаться в роль, выезжают на технике. Если режиссёр такой же, то результат плачевен. Особенно страдает классика. Да и боятся сейчас к ней прикасаться. Владимир Бортко редкое исключение, спасибо, что он снял «Мастера» и «Идиота». А уж за «Собачье сердце» ему бесконечный респект.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *