Матч Поинт \ Match Point (2005) — режиссёр Вуди Аллен

Драма Вуди Аллена «Матч поинт» стоит особняком в моём списке любимых картин этого режиссёра. Особняком, потому что в этой картине он далёк от желания развлечь как никогда. Совсем не значит, что я люблю Аллена только тогда, когда он фонтанирует сарказмом и самоиронией. Иначе бы его картина «Интерьеры» никак не попала в заветный список. Аллен – знаток и поклонник русской литературы, и Достоевский, вероятно, очень близок его душе, поскольку тема Преступления и наказания отпускает его ненадолго. В своей драме «Преступления и проступки» он ставил очень трудные вопросы и честно на них отвечал. Сможет ли человек, совершивший убийство, продолжать жить, как ни в чём не бывало? Что изменится в его жизни? Точно также, спустя пятнадцать лет, режиссёр заглянул в душу другому чудовищу. Мы тоже заглянули и ужаснулись.

Главный герой Крис Уилтон (Джонатан Рис-Майерс) начинает свой рассказ за кадром, объясняя роль удачи в своей жизни на примере тенниса. Он говорит нам, что в игре есть момент, когда мяч, ударившись в сетку, на долю секунды замирает. Потом у он может либо прыгнуть вперёд, дав игроку победу, либо отвалиться назад, что будет означать проигрыш. И ты никогда не знаешь, как дальше всё случится.

Карьера Криса в профессиональном теннисе окончилась, он дает уроки в элитном лондонском клубе, собираясь использовать новую деятельность как перевалочную базу к чему-то лучшему. Он умело втирается в доверие богатой семьи Хьюитов, сначала Тома (Мэттью Гуд), а потом и его сестры Хлои (Эмили Мортимер). Опера становится отправной точкой взаимного притяжения.

Любит ли Крис оперу по-настоящему или прикидывается, чтобы понравиться брату и сестре, мы так и не узнаем. Да это и не важно, это всего лишь деталь из обширной палитры ловкого теннисиста. Есть и ещё одна – как бы ты мучительно не нуждался в деньгах, всегда плати за девушку из богатой семьи, чтобы показать ей и её семье своё презрительное отношение к их деньгам.

Помолвка с такой девушкой как Хлоя всё равно, что сорвать джекпот. Отец и мать Хлои принимают его в свою семью без всяких вопросов. Видя, как счастлива дочь, отец вводит Криса в свою компанию.

Всё начинает сбываться именно так, как придумал Крис, кроме крошечного обстоятельства – девушка Тома, Нола (Скарлетт Йохансон), не даёт ему покоя. Нола стремится стать актрисой и её появление в семье Хьюитов несколько не к месту – она слишком другого круга и воспитания, чтобы стать своей в их рафинированном мирке. Сначала Нола отвергает всяческие намёки на ухаживание со стороны Криса, но потом всё вдруг меняется.

Поменялось настолько, что поставило Криса перед выбором между страстью и комфортным богатым существованием, к которому он так стремился.

Такое безудержное желание обладать Нолой, вероятно, является знаком того, что не так уж Крису комфортно в новой семье. Нола даёт ему возможность быть самим собой, не прикидываясь кем-то и не сдерживаясь.

Йохансон великолепна в роли холодной соблазнительницы. В «Девушке с жемчужной серёжкой» уже появились первые признаки такой женщины, знающей цену своей физической привлекательности. Скарлетт тонко подает нам свою героиню – она и хочет быть вместе с Крисом и ненавидит себя за своё поведение. Её вид светской и опытной женщины очень обманчив. Она уязвима, неуверенна, нуждается в защите.

Безукоризненно хорош в роли Криса, идущего вверх по лестнице, ведущей вниз, Джонатан Рис Майерс. Нервный, срывающий цветы удовольствия, не думающий о последствиях ни на минуту. Его лицо с измученными огромными глазами невозможно забыть. Вся его радость и кратковременное счастье нездоровы как и он сам. Он совсем не герой Достоевского, жаждущий осчастливить всё человечество. Крис — махровый эгоист и все его действия сосредоточены на себе любимом. Эта парочка стоит друг друга, они сиамские близнецы. И ещё — им совершенно противопоказано элитарное общество — им там душно.

Аллен не сделал семью Хьитов неприятной. Они вполне милые люди. В них нет спеси и надменности. Они просто принимают свое богатство как должное. Им и в голову не приходит, что давая тепленькое место в компании Крису, они тем самым лишают права на работу кого-то очень талантливого и творческого.

Кому-то драма «Матч поинт» может показаться несколько искусственной – молодёжь любит оперу? Где это? Но Вуди Аллен намеренно привносит свой любимый вид искусства в рафинированный британский круг, который всегда славился экзотичностью своих поступков. Почему бы не заставить их восхищаться оперой?

Кстати, в отличие от большинства картин режиссёра, эту драму можно отнести к самой немногословной. Герои мало говорят, но действуют. И за всеми действиями кроется мотивация, которую с удовольствием исследует режиссёр. Мы словно смотрим пьесу на моральную тему, или, лучше сказать, глубоко аморальную.

В жизни так и случается – убийцы остаются безнаказанны наедине со своей совестью. Мне бы хотелось посмотреть, как живётся Крису после того, что он сделал. Но ведь всегда можно взять в руки «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича и узнать продолжение.

2 комментария to Матч Поинт \ Match Point (2005) — режиссёр Вуди Аллен

  1. dorohuncio:

    Замечательный фильм, я его пару раз смотрела. Майерс с Йоханссон — потрясающая пара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *