10 лучших ролей Ирины Купченко

Без всякого повода захотелось вспомнить любимую актрису Ирину Купченко и её роли.  День рождения эта актриса отмечает 1 марта, и поздравлять её нелепо. А выразить свою любовь и признание никогда не поздно, поэтому с огромным удовольствием открываю в своей памяти те файлы, где она и её божественный талант.

 

  1. Дворянское гнездо – 1969

Похоже, что именно Андрей Кончаловский явил миру актрису Купченко.  Это самый первый фильм в её фильмографии, и с этим режиссёром будет ещё несколько. Фильм снят по роману Ивана Тургенева, самого европейского из всех русских писателей, вечного странника, воспевавшего потерянное родовое гнездо. Ирина играет Лизу Калитину, девушку, в ком воплотились все идеалистические представления странника Лаврецкого, в котором угадываются черты самого писателя. Лиза умна, скромна, религиозна и, что немаловажно, хороша собой. Женатый Лаврецкий потерял голову, да и Лиза влюбилась без памяти. Прочитав объявление в газете о смерти жены в Швейцарии, он решил, что у него развязаны руки и объяснился Лизе в любви. Но, как в самых низкопробных романах, известие оказалось ошибочным, и жена явилась предъявить свои права. Жену играет великолепная Беата Тышкевич в самом расцвете своей красоты.

  1. Дядя Ваня — 1970

Ещё один совместный фильм Купченко и Кончаловского. Мне  кажется, режиссёр и все его актёры уловили дух Чеховсих героев. После этой картины трудно воспринимаются многочисленные постановки на сцене. И даже самого Кончаловского, где в роли Софьи нынче 44-летняя жена режиссёра Юлия Высоцкая, а не молодая девушка возраста Купченко, которой было 22 года во время съёмок. Возраст, конечно, не главное. Талант обязателен. Купченко, несомненно, талантлива,  и это проявляется в каждом её движении. Её Софья ранимый, тонко чувствующий человек. Она живёт в имении вместе с дядей и бабушкой, выжимая всё, что можно из хозяйства, посылая деньги отцу и его молодой жене, праздным и бессердечным. Бесконечная покорность обстоятельствам написана на лице Софьи. Образ далеко не бунтарский, вполне вписывающийся в шовинистический 19 век. Редкие всплески бунта, осознание себя и своего места в жизни чередуются с погружением в чувство вины и угрызений совести – ничего не изменится в её жизни во веки веков.

  1. Романс о влюблённых – 1974

Третий фильм Кончаловского и Купченко. Невероятный хит в СССР. Просто фурор. Любовь. Молодые красивые актёры, Евгений Киндинов, Елена Коренева, Александр Збруев, Владимир Конкин. Джинсы, мотоциклы, хоккей. Песни Александра Градского. Всё ужасно красиво, солнечно, ярко. В первой части. Вторая, мрак и отчаяние влюблённых, разведённых по разным людям из-за нелепой трагедии. Именно во второй части появляется Ирина Купченко. Её роль – смиренная утешительница убитого горем влюблённого Киндинова. Медленно, но верно она отвоёвывает его сердце у Кореневой. Все эмоции отвергнутой, униженной и, наконец, торжествующей женщины в игре Купченко доведены до совершенства. Она органична, как всегда.

  1. Чужие письма – 1975

Это очень глубокий фильм о взрослении и манипуляции. В центре истории  девочка-подросток (замечательная Светлана Смирнова), очень быстро осознавшая, как легко взрослые поддаются манипуляциям. Она выворачивает все отношения в свою пользу, разрушая жизнь всех, кто с нею соприкасается. Ирина играет сердобольную учительницу математики, которая берёт девочку к себе от её жестокого брата. Нескоро она осознаёт, что такое эта девочка. И опять Купченко играет женщину, чьё терпение подвергается яростной проверке. Она словно думает: «Посмотрим, не смогу ли я перевоспитать эту девчонку? Не может быть, чтобы на добро отвечали постоянно злом». Наивная.

  1. Странная женщина – 1977

Это мой любимейший фильм. Ирина Купченко в нём блистает всеми гранями. Кто как не она может передать всю гамму чувств влюблённой женщины и пережить все состояния – страсть, ревность, отчаяние. Режиссёр Юлий Райзман  очень точно выбрал Купченко на роль Жени, которая ради своего высокопоставленного мужа оставила работу юриста и стала домохозяйкой.

 

          6. Поворот – 1978

В этой психологической драме Вадима Абдрашитова история развивается так стремительно, что надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить поворот, после которого меняется всё в жизни молодых супругов Веденеевых. Олег Янковский  проходит испытание на человеческую порядочность, и его решение выстрадано. Ирина Купченко играет его жену, и она всеми силами цепляется за то, чтобы не дать мужу отправиться в тюрьму. Подкуп родственников жертвы, уговоры, визиты – всё, только не признание вины мужа. Тандем Янковский\ Купченко восхитительно работает на самых чувственных струнах. И это сотрудничество повторится многократно.

  1. Отпуск в сентябре – 1979

В этой картине все великолепны. Эта картина шедевр. Виталий Мельников, в который раз, улавливает дух эпохи, а его актёры воплощают образы, и забыть их невозможно, настолько они вырваны из жизни. Купченко играет жену душевного страдальца Зилова. Жить с ним невыносимо, но она сплошная жертвенность и сострадание. После нескольких лет такого добровольного мученичества она, наконец, сбрасывает этот груз и уходит. Такой шаг даётся нелегко – её сердце раздирается от боли и жалости, она всё понимает и знает, что улучшения не будет. В глазах актрисы скорбь и слёзы.

  1. Без свидетелей – 1983

Один из моих самых любимых фильмов Никиты Михалкова. Он весь сделан на двух актёров – Михаила Ульянова и Ирину Купченко. Это несомненный шедевр. Два часа экранного времени, забыв обо всём, следить за отношениями Ульянова и Купченко говорит именно о высокой режиссуре и гениальной игре актёров. И опять, что поражает в Купченко – постоянная трансформация, переходы из одного настроения в другое, естественные, как в жизни.

  1. Одинокая женщина желает познакомиться – 1986

Об этом фильме совсем недавно писала в связи с юбилеем Александра Збруева. Ирина играет женщину, о которой заявлено сразу в названии картины. Казалось, имея всё, она пускается в рискованную авантюру поиска мужчины по объявлению. В этой истории есть одна решающая правда – мы точно влияем друг на друга. И степень этого влияния зависит от нашей чувствительности. Если мы глухи и намеренно слепые, то никакого контакта не будет. Актриса показывает нам, как её персонаж, самоуверенная, несколько надменная женщина, начинает меняться от встречи с героем Збруева.

  1. Приходи на меня посмотреть – 2000

Узнала впервые, что Олег Янковский режиссёр этой картины вместе с Михаилом Аграновичем. Открытие. Ещё одна картина, где Купченко и Янковский вместе. Ещё «Обыкновенное  чудо», о котором в этом посте не говорю. Это интересный вариант пьесы  Надежды Птушкиной «Пока она умирала…»  Героиня Купченко, Татьяна, с иронией, доходящей до сарказма, посматривает на ухаживания пожилого мужчины, с которым её свела судьба, где решающим стал не перст, а банановая корка. Он поскользнулся, она посчитала, что немного в этом виновата – всё-таки, в её парадной это случилось, он попросил позвонить. Так началось это странное знакомство, перешедшее в любопытство, интерес и, наконец, притяжение. Насмешка, ирония, сарказм – все эти оттенки идеально передают оба актёра. Они в постоянном спарринге, схватке. Такие отношения внушают оптимизм. Их союз будет всегда приправлен острым перцем.

Читайте посты, связанные с Ириной Купченко:

И снова о любви в Советских фильмах

Юрий Богатырёв — самые любимые роли

 

3 комментария to 10 лучших ролей Ирины Купченко

  1. dorohuncio:

    Шикарная актриса. Несколько фильмов не видела, а остальные надо пересмотреть.
    «Без свидетелей» один из мощнейших в моей личной коллекции. Такую бурю эмоций вызвал. «Дядя Ваня» 1970 г. очень нравится, там такой состав шикарный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *