Кутерьма \ Topsy-Turvy (1999) – реж. Майк Ли

Майк Ли один из моих любимых режиссёров. Его творческая палитра не имеет пределов – от картин, исследующих самые глубины человеческих душ как в «Обнажённых», «Ещё один год», «Тайны и ложь», «Карьеристки» — до «Тёрнера», вгрызающегося в самую суть ремесла художника.

«Кутерьма» — его дань выдающемуся тандему, композитору Салливану и автору либретто Гилберту, на фоне великой викторианской эпохи.

История разворачивается в Лондоне в 1880-м году и раскрывает профессиональные и личностные отношения между двумя гигантами мира развлечений Артуром Салливаном (Джим Бродбент) и Уильямом Гилбертом (Аллан Кордунер) в момент их творческого кризиса.

Они уже познали вкус мировой славы и, как часто бывает, наступил период застоя – Гилберт придумывает одни и те же истории, которые не вдохновляют Салливана на музыкальные изыски. Композитор загрустил настолько, что ударился в Париже во все тяжкие. Дирекция театра Савой обеспокоена не на шутку – кризис может ударить и по их карману. Возможно, тандем окончательно бы развалился, если бы не жена Гилберта (Лесли Мэнвилл), которая потащила мужа на японскую живую выставку. Гилберт был очарован сценками из японского быта – его мозг заработал вовсю – из-под его пера вышла история с японским колоритом, которая легла в основу оперы «Микадо».

Конфликт между творческими личностями сошёл на нет, каждый взялся за своё дело – репетиции с хором и солистами – мы словно погружаемся в мир театра со всеми его конфликтами, скандалами. Режиссёру интересны не только главные персонажи, серьёзный и с огромным самомнением Гилберт или жуир Салливан, но и все люди, что соприкасаются с ними. Конечно, это главным образом актёры, капризные, завистливые, мелочные и в то же время готовые защищать своего товарища по цеху ценой своей карьеры. Актёры не выдуманы – о них оставлены записи в дневнике Гилберта. Например, Леонора Брахам (Ширли Хендерсон) – исполнительница всех главных партий опер Гилберта и Салливана – она пришла в труппу со своим маленьким секретом, но другой её секрет был слишком вопиющим, чтобы не тревожить дирекцию театра.

Ширли Хендерсон я обожаю со времён сериала «Дороги, которые мы выбираем» по роману Энтони Троллопа, и здесь она тоже прелестна, крошечная, кокетливая – смесь невинности и порока.

Публика того времени задавалась вопросом о Джордже Гроссмите, другом члене труппы, морфинист он или нет? Ли ответил и на этот вопрос.

Он не обошёл вниманием даже ногу Джесси Бонд (Дороти Эткинстон), о которой также упоминают дневники Гилберта и Салливана.

Бесподобен Кевин МакКид в роли Дюрварда Лели, нежный, легкоранимый, он пел главные партии в театре Савой, пройдя итальянскую оперную школу.

А ещё самые близкие люди – жёны, любовницы, отцы, матери – все они нарисованы крупными мазками, мелкие же детали каждый зритель волен сам дорисовать.

Количество участников истории огромно, но Майк Ли не упустил никого – всем позволил раскрыться, каждый использовал свой шанс захватить наше внимание своей человеческой историей. И всё это на богатом историческом полотне с первыми телефонами, авторучкой, роскошными номерами отеля с собственной ванной в номере! А чего стоит квартира мистера Гилберта в центре Лондона с интерьерами в духе Уильяма Морриса!
Сюжет «Кутерьмы» развивается медленно, визуальный ряд настолько насыщен, что глаз не устаёт скользить по костюмам, предметам обстановки, наслаждаясь тончайшими нюансами, которые даёт камера – цветы под стеклянными колбами, растения в рамках на стенах, изысканный фарфор, замысловатые ткани.

А какие характеры, темпераменты!

Обыкновенная примерка костюмов для оперы «Микадо» превращается в сражение, где портные выигрывают безоговорочно. В роли портнихи изумительная Элисон Стэдмен, миссис Беннет из сериала «Гордость и предубеждение», она настойчиво убеждает Джесси Бонд и Леонору Брахам отказаться от корсетов под японскими кимоно. Сцена очень смешная, отражающая женский интимный мир одежды.

Я не пропустила краткое появление великолепной Кэтрин Картлидж в роли одной из девушек, услаждающих пребывание Салливана в Париже.

Энди Сёркис появляется в эпизодической роли хореографа театра Савой, смешной, манерный, он ставит актрисам жесты и движения, которые отражают взгляд англичан на чужую экзотическую культуру – приглашённые японки переживают состояние шока от увиденного представления.

Репетиции отдельных сцен, детальные и тщательные, позволяют зрителям стать свидетелями рождения оперы «Микадо», которая не забыта и поныне. Но самое поразительное для меня открытие – все партии поют сами актёры! И МакКид! И Тимоти Сполл! И девушки!

Мне, любительнице викторианских романов, особенно было приятно подметить детали этикета – женщины никогда не участвуют в спорах мужчин и под благовидным предлогом тотчас покидают комнату. Сами споры никогда не переходят границ, установленных джентльменским кодексом – сдержанность и сохранение чувства собственного достоинства даже в самых конфликтных ситуациях.

«Кутерьма» — это остроумный взгляд на музыкальный театр изнутри, взгляд добродушный и любящий, и он оставляет зрителя в состоянии душевного покоя и удовлетворения – фильм очень длинный, но путь пройден не напрасно – высокий культурный запрос выполнен, и я с огромным удовольствием встретилась снова с актёрами, которых знаю и люблю по фильмам Майка Ли.

Читайте посты, связанные с Майком Ли:

«Карьеристки»

«Тайны и ложь»

«Ещё один год»

«Обнажённые»

Майк Ли и Эмма Томпсон исказили образ Джона Рёскина

 

2 комментария to Кутерьма \ Topsy-Turvy (1999) – реж. Майк Ли

  1. Корзина. А.:

    Так вкусно написано! Надо обязательно посмотреть.

    • georgina:

      Спасибо! Если Вы любите оперу, театр, то фильм для Вас — получите эстетическое наслаждение.

Добавить комментарий для Корзина. А. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *