Ярмарка тщеславия \ Vanity Fair (2004) — режиссёр Мира Наир

«Ярмарка тщеславия» никогда не был моим любимым романом, также как и «Унесённые ветром». Спустя годы у меня нашлось разумное объяснение, почему…
Трудно сопереживать героиням и беспокоиться по поводу их невзгод, когда эти героини вызывают возмущение. И не зря мне вспомнился роман Маргарет Митчелл, многие литераторы считают, что американка буквально списала и физический, и духовный портрет Скарлетт О’ Хара с Ребекки Шарп. Обе зеленоглазые. Обе, более чем равнодушны к собственным детям, обе никого не любят кроме себя, обе без устали пробиваются в высшее общество, наступая на самых близких людей, обе прошли испытание войной, обе потерпели полное фиаско в жизни. И самое интересное, обе стали именем нарицательным для такого явления, как «выживание  любой ценой, пусть и за счёт других».

И всё же Бекки Шарп (само имя говорит об остром уме) гораздо отвратительнее Скарлетт. Американка просто робкая овечка в сравнении с англичанкой. Бекки это настоящее чудовище, героиня с приставкой «анти», и Уильям Теккерей не даёт ей никакого спуску. Проследив весь её бесславный путь наверх, он также язвительно проводил её вниз — до полного краха.  И если в романе она лжёт, изменяет и ворует, всячески пресмыкается перед богатыми и сильными; оскорбляет слабых и беззащитных, соблазняет своих врагов, предаёт своих друзей и однозначно является персонажем презренным, то у режиссёра Миры Наир характер Бекки размыт, её поступки оставляют двойственное ощущение, а иногда совсем непонятны.


Начало многообещающе:  ребёнок знает цену вещам и вызывает восхищение у богатого коллекционера маркиза Стайна (Гэбриэл Бирн) тем, что заставляет отца взять за картину в два раза больше денег.  С этой встречи честолюбивые планы Бекки обрели чёткие очертания – перед ней лестница, ведущая прямо в небо, и она хочет только туда.
Кого угодно такой тернистый путь свёл бы с ума, но не мисс Шарп, которая энергично начинает карабкаться вверх.
Сначала она использует свою лучшую подругу Эмилию Седли (Ромола Гарай), чтобы добраться до её добродушного братца Джозефа, сборщика налогов в индийской колонии. Кстати, Индии очень много в фильме, даже слишком много.

А когда на одном из вечеров, устроенном маркизом, Бекки танцует экзотический чувственный танец в золотистом сари, то Болливуд буквально врывается в сознание.
Потерпев фиаско по вине надменного жениха Эмилии, Джорджа Осборна (Джонатан Риз Майерс), мисс Шарп отправилась в семью Питта Кроули обучать его дочек французскому.


Благодаря своей неиссякаемой энергии и креативности, она в течение нескольких месяцев сделалась незаменимой. В этой семье она знакомится и влюбляется в одного из сыновей Кроули, Родона. К сожалению, Родон (Джеймс Пьюрфой) не старший сын, и он вынужден сам заботиться о своём благосостоянии привычным для мужчин этого класса путем – игрой на бильярде и в карты, в основном, жульничая. Зато он любимец своей богатой тётушки Матильды и имеет виды на её наследство. Матильде понравился острый язык Бекки, и она пригласила её в свой лондонский дом.
В Лондоне роман между Бекки и Родоном расцвёл буйным цветом, и она тайно выходит за него замуж. Тётушка пришла в негодование, и лишила племянника наследства.

Параллельно развивается история влюблённой и скучной Эмилии. Джордж Осборн подлец и получить титул законченного негодяя ему не даёт его однополчанин, майор Доббин (Рис Ифанс).

Доббин, давно и безответно влюблён в Эмилию, но всячески взывает к совести Джорджа, подталкивая того к женитьбе.

В общем и целом, персонажей столько, что переварить их за два часа экранного времени просто невозможно.

И возможно ли вместить 800 страниц романа в один, пусть и очень длинный, фильм? Вот и получился такой результат – словно вся картина изрезана ножницами редактора. Каждый персонаж успел лишь слегка о себе заявить, а дальше – включай своё воображение.

Есть особенно смешные моменты: в течение пяти минут Джордж Осборн от ненависти к Бекки переходит к страстной к ней любви. Актёр Риз Майерс настолько не из этой оперы, что я бы не удивилась, превратись он в вампира. Достаточно заглянуть в его жуткие змеиные глаза, чтобы бежать от него куда подальше.

Не раскрылся до конца герой Джеймса Пьюрфоя, Родон. Он предстаёт этаким Реттом Батлером, беззаветно любящим своего сына и жену. Как тень отца Гамлета он постоянно подпирает дверные проёмы, наблюдая за непристойными танцами любимой жёнушки. Его долги оплачивает маркиз Стайн, его сын учится на деньги маркиза, а у жены французские туалеты и дорогие украшения.

Но Пьюрфой подаёт Родона наивным парнем, глаза которого открылись только тогда, когда он застал свою жену в объятиях маркиза. Но большим разоблачением истинной натуры жены стал банковский билет в тысячу фунтов, припрятанный в ящике стола, в то время как за освобождение Родона всего-то требовались сто фунтов. Только в сцене разоблачения Пьюрфой, наконец, раскрылся и добавил темперамента. По большей же части Пьюрфою нечего играть. Он меняет один мундир на другой, один фрак на другой, демонстрирует своё тренированное тело и словно репетирует роль красавчика Браммела, которого сыграет два года спустя.


У меня не было проблем с восприятием Риз Уизерспун в роли Ребекки Шарп: она хорошенькая, и даже несколько раз на протяжении фильма меняет выражение лица. Думаю, не её вина, что её героиня находится в постоянном броуновском движении, ни на секунду не останавливаясь и не давая нам ни единого шанса проникнуть в её мысли.

Уизерспун единственная американка в британской команде актёров, и это тоже кивок в сторону Скарлетт. И, надо признаться, слишком откровенный. Словно не нашлось в Британии достойной актрисы в духе Кейт Уинслетт.

Интересная деталь – в роли леди Джейн, выкупившей Родона из долговой тюрьмы, выступила Наташа Литтл. Именно она сыграла Бекки Шарп в знаменитой экранизации BBC 1998 года (сценарист Эндрю Дэвис).

Когда читаешь форумы, британцы единым фронтом выступают против Риз Уизерспун и превозносят до небес Наташу Литтл. К сожалению, мне нечего сказать по этому поводу, но когда-то и американцы пошли на жуткую жертву, пригласив на роль своей национальной любимицы Скарлетт О’Хара британку Вивьен Ли.
Схематичность образов не единственный вопрос к экранизации «Ярмарки тщеславия». История разворачивается в течение двадцати лет, а герои совсем не стареют. Только Гэбриэл Бирн в роли сластолюбивого маркиза Стайна выглядит на свои пятьдесят с лишком.

Мира Наир произвела фундаментальную ревизию, сделав центральную героиню отъявленной феминисткой, которой любые скандалы нипочём. Согласно трактовке индийского режиссёра, главное для Бекки Шарп не цель, а движение. Роскошная картинка, болливудские песни и пляски, пряная экзотика колониальной Индии – этого не достаточно, чтобы почувствовать время.

Слишком много движения и слишком мало чувства.

*** Уильям Теккерей был учителем для Шарлотты Бронте – откройте роман «Джейн Эйр» и посмотрите, кому посвящён главный труд её жизни.

*** Посмотрите сцену, которая не вошла в картину. Это для вас станет сюрпризом. Роберт Паттинсон, оказывается, играл взрослого сына Бекки Шарп. Его воспитала леди Джейн. У вас есть возможность увидеть сразу двух Бекки вместе.

Кстати, Риз и Роберт основательно сыграют вместе в драме «Воды слонам!»

И ещё один постскриптум: Девочки, благодаря вам я, наконец, решилась посмотреть «Ярмарку». Я ничуть не пожалела о потраченном времени и получила массу удовольствия. Все критические замечания изложила в посте.

7 комментариев to Ярмарка тщеславия \ Vanity Fair (2004) — режиссёр Мира Наир

  1. Mika77:

    Фильм согласна, достаточно странноватый. Но все равно любимый. Не приходила в голову аналогия со Скарлетт, но после такого развернутого материала прозрела! Понравилось сравнение глаз Риса Маерса со змеиными, опять таки в точку! Спасибо!

    • georgina:

      Мне кажется, фильм не обязательно любят за совершенство. Бывает, он просто попадает под настроение и с этого момента становится любимым. Вот почему, у одного зрителя он вызывает бурю чувств, а другого оставляет равнодушным. По большому счёту мне фильм понравился. Он безумно красивый, очень красивые актёры — один Джеймс Пьюрфой чего стоит. Я просто не почувствовала в нём Англию, привычную по другим фильмам. Эта Англия была слишком красочной, слишком «индийской», а потому странной.

  2. dorohuncio:

    Моя любимая экранизация и любимая Бекки Шарп. В конце концов все это просто очень красиво ).

  3. georgina:

    Девочки, а вы знали, что Паттинсон сыграл сына Бекки и Родона? Для меня это стало полным сюрпризом. Представьте, в фильме его нет, а в Википедии он появляется титрах. Даже думала, что напутали…Ан нет! Был Паттинсон! Но вырезали. И зря! Потому что сцена многое объясняла, но решили почему-то закончить нелепо — она на свадебном слоне с Джозом.

    • dorohuncio:

      Ни когда бы не подумала что в этом фильме есть такой «невостребованный» кусок. Видимо, решили что лучше закончит «на позитиве» с песнями и плясками ).

  4. Хороший фильм, но на любителя. Тот, кому нравятмя комтюмированные фильмы, и те хочет погрузиться в атмосферу былого времени, будут в восторге от данной картины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *