И снова о любви в Советских фильмах

Продолжаю тему любви в Советских фильмах, начатую в двух предыдущих постах. Жду ваших дополнений и комментариев. Кстати, тема никак не может закончиться тремя постами, так как память подсказывает существование других замечательных фильмов. Чем не повод, чтобы продолжить разговор…

9. Старший сын (1975) – режиссёр Виталий Мельников

Этот телевизионный фильм, пожалуй, лучший из лучших. Он очень жизненный, события в нём происходят стремительно, отношения возникают импульсивно – одни – навсегда, другие – сиюминутно и несерьёзно.

Несколько любовных линий заставляют зрителя переживать так, что стынет чай в стакане и забыто пирожное.

Божественный Виталий Мельников, что ни фильм, то любимый – «Мама вышла замуж», «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Женитьба», «Отпуск в сентябре», «Выйти замуж за капитана» — сплошные шедевры, без которых невозможно представить кино вообще.

И в этом списке есть просто жемчужина – «Старший сын».

У меня стойкая ассоциация с этой картиной – лето, город Петропавловск в Северном Казахстане, куда мы с детьми ездили каждый год. Почему именно летом, год за годом местное телевидение показывало этот  фильм, не знаю, но я благодарна тем людям  – в эпоху отсутствия Интернета и видео иметь шанс регулярно смотреть полюбившийся фильм – это из области фантастики.

В общем, люблю этот фильм давно и самой горячей любовью – в нём удивительно гармонично сочетается мелодрама, настоящая драма и комедия.

Мельников вывел идеальную формулу такого вещества, где всё как в жизни, и в то же время всё как в кино.

Этот фильм открыл для меня не только Наташу Егорову и Колю Караченцова, но и Сергея Рахманинова ( Прелюдия op.23 № 5 соль-минор).

А как хороша в картине Светлана Крючкова!

Её Наталья пытается казаться циничной, опытной, разуверившейся в мужчинах женщиной, но случайный мужичок с обхождением сразу будит в ней глупую надежду на счастье.

Героиня Егоровой, Ниночка, казалось бы, нашла своё счастье – её избранник, Михаил, такой надёжный, такой правильный, такой разумный. Но внезапное появление в жизни Сарафановых старшего «сына» ставит неприятные вопросы перед Ниночкой – «А не слишком ли много всего этого добра в моём идеальном женихе? И почему меня так тянет к брату? Разве это нормально?»

Совершенно нормально, дорогая, потому что никакой он ни брат, просто в своей шутке зашёл непростительно далеко, начав влиять на жизни людей.

Но как он душевно близок семье Сарафановых, он словно всегда жил среди них, понимая и любя и Васеньку, и Нину, и Андрея Григорьевича Сарафанова.

Зарождающаяся любовь между Володей и Ниночой проходит буквально молекулярно-атомные этапы, а мы наблюдаем за ними и переживаем так, что готовы впрыгнуть в их жизнь, чтобы рассказать им, что сбудется, а что пойдёт прахом.

Можно сказать, что есть своеобразное продолжение «Старшего сына» — мелодрама «Женщина для всех», где Егорова и Караченцов снова играют вместе, и эта история почему-то воспринимается именно так.

Я не буду нахваливать Евгения Леонова и Михаила Боярского, они исключительно хороши, но за рамками моего поста о чувственной любви.

10. Странная женщина (1977) – режиссёр Юлий Райзман

В «Странной женщине» для меня, несомненно, очень странно одно  – почему реальные супруги Ирина Купченко и Василий Лановой не смогли достоверно показать любовь. Они такие холодные, такие ненастоящие, и я отношу это исключительно на счёт Ланового — он катастрофически не умеет играть любовь, везде остаётся Павкой Корчагиным.

Я так же не верю в его чувство к Алине Покровской в «Офицерах».

Кстати, в голову пришёл ещё один его нелепый фильм «Анна и Командор», где гламур и глянец забили всё мало-мальски натуральное. Но Лановой привычно в своей стихии  — перманентной личной революции.

Отвлекусь ещё на одно замечание – он более-менее убедителен в роли капитана Грея в «Алых парусах» при своей замечательной физической фактуре, но театральность заслоняет даже микроскопические проявления настоящих чувств – так и чудится, что он говорит нарочито громко и четко, чтобы слышал зритель в последнем ряду.

О чём это я?

«Странная женщина».

Конечно, она странная (как Анна Каренина!), имела всё (и даже поездки в ГДР и домработницу),  бросила свой обустроенный быт, хотя могла бы погулять и вернуться к мужу как ни в чём ни бывало.

Но для Евгении Михайловны нет компромиссов в любви.

Когда любовник предаёт, она бросает и столицу, уезжает в маленький городок к матери, устраивается работать юристом и начинает жить как все. И в этой провинции Евгению Михайловну настигает вторая любовь в образе Юры (Олег Вавилов), и появляется та чувственность, то притяжение, тот sex appeal, без которых невозможно сопереживать влюблённым героям. Отлично сыграно зарождение любви: нервно, трепетно, страстно. И Купчинко, словно освободившись от своего Ланового, отдаётся нахлынувшему чувству к Олегу Вавилову.

 

P. S.  Помните сцену, когда к Евгении Михайловне приезжает избалованный сын из Москвы, чтобы уговорить мать вернуться в семью? Этого нахала сыграл юный Валерий Тодоровский.

 

11 Приезжая (1978) – режиссёр Валерий Лонской

Жанна Прохоренко. Красивая. Очень красивая актриса. Несколько грубоватая, скорее, угловатая, но правдивая насквозь, убедительная. Приезжает в деревню работать учительницей, позади развод. Почему-то она не хочет, чтобы отец общался с дочкой, но это было так типично бесчеловечно в те годы.

Почему-то считалось, что отцы после развода по определению подлецы и детей от них надо прятать. Мне кажется, что сейчас общественное мнение как-то меняется? Ошибаюсь?

Мы буквально умиляемся, как мать встаёт грудью на защиту дочери от родного отца, вполне приличного человека, возможно, лишая его шанса начать другую жизнь, проявить себя настоящим отцом.

В этом фильме мне нравится, как герой Александра Михайлова, деревенский плейбой Фёдор Баринов, влюбившись, преображается.

Александр Михайлов – это чудо-чудное в нашем кинематографе. Я его обожаю в «Мужиках», он роскошен в чувствах в мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие». А «Любовь и голуби»? А «Змеелов»?

Смотрела его на сцене в «Старой деве» уже сегодняшнего – ой, как он хорош. Бесконечная палитра у этого актёра.

Героиня Прохоренко оттаивает медленно, она давно рассталась с надеждой встретить любовь, тем более, в лице первого парня на деревне, за которого девки могут и отдубасить.

Очень поучительно и с юмором показаны отношения Фёдора с отцом, матерью и сестрой. Как обычно в хорошем Советском фильме все играют на самом высоком уровне — второй, третий план и даже гуси.

Куда сегодня всё делось? Грустно.

12. Влюблён по собственному желанию (1982) режиссёр Сергей Микаэлян

О, этот фильм смотрю всегда с нежной теплотой, потому что Олег Иванович Янковский умел донести чувства своих героев убедительно, по-настоящему, органично, на висцеральном уровне.

Возьмите его героев в картинах «Чужие письма», «О любви», «Сладкая женщина», «Мой ласковый и нежный зверь», «Открытая книга», «Поворот» и особенно в «Полётах во сне и наяву» — во всех его персонажах пульсирует жизнь, благодаря большому таланту Артиста Янковского, одного из самых красивых мужчин нашего кинематографа.

И особняком стоит этакий раздолбай пьянчуга Игорь Брагин с очень говорящей фамилией.

Игорь давно сошёл с дистанции и ударился в пьянство в свободное от работы время. Он по-прежнему симпатяга и прекрасно устроился в холостяцкой жизни- ни перед кем не надо отчитываться и что-то доказывать, бежит уже не вторым, а третьим.

Судьба в образе московского метростроя свела его, очень пьяненького, с участливой библиотекаршей Верой.

Сначала она его выручила тем, что помогла добраться до дома, а потом клюнула на его жалобы о плохом здоровье и дала денег, которые он тут же спустил на выпивку. Кажется, нет более несовместимых людей по жизненным установкам – она, возвышенная, энергичная и неравнодушная. Он – пофигист, циник, пессимист, не верящий ни себе, ни людям и часто нетрезвый тип.

Но недаром у героини Евгении Глушенко такое имя, Вера. Она не только сама глубоко верит в свою теорию о том, что если поработать, можно полюбить человека за какие-то положительные качества, но и вовлекает в эту игру Игоря.

Попав в этот безумный процесс, ну совершенно глупый и нелепый, начинаешь следовать за героями и надеяться, что всё случится так, как утверждает Вера.

Признаюсь, что образ привлекательного Янковского работает ужасно коварно – сидишь и надеешься, что Вера вдруг фантастическим макаром вдруг преобразуется в Ким Бейсингер, по крайней мере. Сейчас чуть-чуть отожмётся на полу, пару раз совершит наклоны, а потом наденет элегантный наряд и… Ву а ля! – Янковский у её ног. Однако по какой примитивной колее носится ум, признавая только преображение оболочки. А как же насчёт внутренней красоты? Этого душевного света, который приводит к открытию того, что скрыто от чужих, непосвящённых?

Вот так и происходит с Игорем и Верой – падая и поднимаясь, разочаровываясь и обольщаясь, они пускаются в долгий путь познания друг друга с замечательной химией между Глушенко и Янковским.

Евгения Глушенко – восхитительная актриса, но как мало её снимали! Спасибо за её роль в «Неоконченной пьесе для механического пианино» и, конечно, «Впервые замужем». Как тонко она умеет передать чувства.

Как хорошо, что режиссёр Сергей Микаэлян умудрился свести  таких актёров вместе.

Начало — Мои самые любимые Советские фильмы о любви

Продолжение — Ещё три Советских фильма о любви


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

7 комментариев to И снова о любви в Советских фильмах

  1. AlexSandra:

    Обожаю Ваши рецензии на дорогие сердцу фильмы! Очень хочу прочесть продолжение.

    • georgina:

      А Ваши предложения? А Ваш список? Уж кто как не Вы можете что-тот порекомендовать? Я писала навскидку, а потом вспомнила любимую картину «Женщины», где изумительно раскрылся Виталий Соломин. Катя подсказала «Молодую жену». Придётся продолжить без хронологии.
      Ну обязательно напишите, что Вы особенно любите пересматривать из прошлого, не забираясь за перестроечные годы.

      • mika77:

        А я бы добавила «Короткие встречи» Муратовой, жутко этот фильм люблю. Хотя Высоцкого не переношу на дух, абсолютно, ни на слух, ни внешне. В последнее время в душе печаль — не вижу на улицах и на экране красивых российских мужчин. Не знаете , куда подевались?

        • georgina:

          Совершенно с Вами согласна — как корова языком слизала — и на экране, и на улицах, остались одни неухоженные, замухрышистые.
          Правда, недавно полюбовалась на Данилу Козловского в «Коварстве и любви» и очень понравился Серёжа Безруков в интервью Дарье Спиридоновой.
          «Короткие встречи» очень люблю, Кира Муратова и как актриса хороша. Нравится там Нина Русланова.

  2. dorohuncio:

    Что ни фильм, то шедевр. Так захотелось все пересмотреть. Влюблен по собственному желанию — из любимейших.

    • georgina:

      Ни одной фальшивой ноты, как сыграно! Сидим, вздыхаем, началась совсем другая эра в нашем кино — подделка под действительность.

  3. Ольга:

    Если с утра читаю твой пост,то делать по хозяйству уже ничего не хочется,а быстрее найти фильм и сесть с удовольствием смотреть.В советском кино,как теперь вот оказалось,было очень много отличных фильмов и очень много «про любовь»,даже больше, чем » про войну»,так что с нетерпением будем ждать как ты будешь вспахивать это обширное поле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *