Гупёшка это не рыбка, это потерявшаяся женщина

Fontanka.ru сделала моё сегодняшнее утро праздничным. Газета сообщила изумительно приятную для меня новость – снят фильм «Гупёшка» по моей любимой пьесе Василия Сигарева. Пьесу смотрела несколько раз в театре имени Андрея Миронова на Петроградской и всегда с неизменным результатом – в восхищении от актёрской игры изумительного трио – Нелли Поповой, Михаила Разумовского и Евгения Баранова. Спектакль поставил Влад Фурман. И всё было бы не так удивительно — мало ли снимают картин по пьесам, идущим в театре? А теперь представьте мою радость – фильм снял тот же режиссёр с теми же актёрами, что играют в театре. Вот это меня и поразило больше всего . Не очень-то хотелось смотреть на других актёров в такой дорогой сердцу вещи. «Гупёшка» вошла в конкурсную программу фестиваля кинодебютов  в Омске и была очень тепло встречена сибиряками. Актриса Нелли Попова получила главный приз жюри.

В этом спектакле специфические декорации – мрачная комната с огромным шкафом в центре, который выстреливает по системе Станиславского в самый разгар событий. Неуютно, холодно и угловато. Как можно жить в таком месте? Оказывается, можно.

И можно вполне превратиться в предмет мебели, который можно двигать, куда захочется хозяину. Хозяин этого погоста волевой и властный – из симпатичной, весёлой деревенской девчонки он сумел выбить весь её характер и задор, превратив  в гупёшку, серую, неприметную аквариумную рыбёшку, которой даже имя нормальное не полагается. Она его обстирывает, кормит, обслуживает и любит до самозабвения.

Как же так можно забыться в преданности другому человеку, потерять себя и стать никем? Жуткая история, которую смотришь с внутренним содроганием.

Но есть в ней и светлые моменты, и даже юмор. Только эти просветы связаны не с мужем, а совсем другим мужчиной —  в истории появляется детективный элемент. Этого мужчину, нанял муж Тамары. Муж давным-давно живёт на стороне, хочет избавиться от своей нелепой жены, а потому нанял на своей фабрике одного проштрафившегося работника — соблазнить Тамару и получить неоспоримый повод для развода. Повод этот вполне себе представился, но не так, как планировал муж. Недотёпы вдруг поняли друг друга и помогли друг другу раскрыться совершенно с необычной стороны. Их курьёзная встреча должна была перевернуть их жизни, но, кажется, не перевернёт.

И этот поворот самый печальный в пьесе. Как сладко убаюкивает счастливый финал в большинстве картин. Женщина стряхивает с себя деспотичного мужа и начинает жизнь с порядочным человеком, пробудившим в ней достоинство и гордость. Любовь им обоим награда. Жена расцвела в объятиях другого. А муж – полный лузер и пусть видит, кого он лишился.

В случае с «Гупёшкой» всё не так. Садомазохизм изжить трудно, а иногда и невозможно – ведь кроме унижений и побоев жертва получает от своего палача подарки. Не материальные, нет. Другого рода. И перерубить пуповину нет сил. Или желания. Или того и другого вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *