Техасская резня бензопилой по-балабановски

Груз 200
.
Фильм: Груз 200
Режиссер: Алексей Балабанов
Жанр: Ужасы про СССР, Чернуха, Комедия Тарантино-style
Диагноз: Парафрения Пападопулоса
.
Я и раньше слышал, что «Груз 200» у Балабанова откровенно неадекватен, но не думал, что он так буквально неадекватен. Хе-хе. Раньше я не знал, как относиться к творчеству Балабанова, воспринимать его серьезно или нет. Начал он за здравие, с «Брата» и «Брата-2», а продолжил помоями типа «Морфия». Ну, а «Груз 200» расставил для меня все по местам: Балабанов — это, оказывается, наш советский Тарантино. Может снять отличное кино про отмороженных бандитов, типа «Бешенные псы» («Брат»), а может чернушную комедию забацать «на основе реальных событий», типа «Бесславные ублюдки» («Груз 200»).
.
К слову о «Брате».
Приходилось мне в 2004 году, будучи студентом-медиком, посещать Городское Паталогоанатомическое Бюро Санкт-Петербурга. Морг при этом Бюро отличителен тем, что в него поступают на вскрытие все трупы с неустановленной причиной смерти, то есть с подозрением на убийство. В 2004-м году трупы у них в морге лежали прямо в корридорах — синие, зеленые, распухшие, с соплями на роже (утопленники), в червяках — холодильников не хватало. Говорят, поступало их по 30-40 штук в месяц, а морг советской планировки на такое количество рассчитан не был. Но это еще цветочки. В 90-е годы неустановленных трупов в этот центральный морг поступало по 30-40 в неделю, в неделю, Читатель! (интонацией балабановского героя).
«Брат» — хорошее кино, правдивое. И потому — народное. Но дальше тонкая натура художника пошла вразнос.
.
NB! Я не патологоанатом, и цифры воспроизвел по памяти, из устной беседы. Если кому-то нужна ссылка на точные данные, то вот они:
.
Число дел по установлению личности неизвестных граждан по неопознанным трупам (по России):
1990 — 5979;
1991 — 6627;
1992 — 7807;
1993 — 10088;
1994 — 14102;
1995 — 22764 (380.7 %);
(с) Лунеев В.В., Преступность 20 века, стр. 295 (есть на гугл-букс).
________________
.
Когда я проходил интернатуру по психиатрии, поступил к нам мужичок неопределенного возраста (за полтинник). Лицо лишенное эмоций, взгляд сосредоточенный и как бы сквозь собеседника, голос твердый, спокойный, уверенный.
.
Разбор вел профессор, а мы — человек 15 интернов, ординаторов и аспирантов — жадно ловили каждое произнесенное слово, каждый жест с обеих сторон. Мужичок долго рассказывал про то, как он работал милиционером, как раскрывал всякие уголовные дела, как был на коротке и с «прокурорскими», и со «следаками», называл какие-то отделы, учреждения, фамилии, звания. Какбы невзначай упоминал о своих наградах и грамотах, и «за выслугу лет». И, главное, так все складно у него получалось. На вопросы давал вполне логичные ответы. Только лицо у него было застывшее, как маска, и выглядел он примерно как этот актер:
.
Оборотень
.
Вообще, до этого пациента я в жизни бы не подумал, что человек с настолько далеко зашедшим поражением головного мозга может так убедительно рассказывать о профессии… которой у него никогда не было.
.
— Но ведь Вы — сантехник, у Вас среднее образование, как Вы могли работать оперуполномоченным?
— Я работал дистанционно. Я помогал им, потому что они нуждались в моих услугах. Меня лично просил прокурор […] района [Иван Иванович …].
— Как он Вас просил?
— Он обратился ко мне по телевизору.
— Все ясно. Помимо этой «деятельности» Вы ходили на работу, зарабатывали деньги?
— Нет, я жил у матери.
— Как давно?
— Последние лет десять.
— Почему мать не поставила Вас на учет в психоневрологический диспансер? Получали бы пособие.
— У нас не было финансовых затруднений, мы жили на ее пенсию.
— И что, соседи не обращали внимание на то, что Вы живете с матерью 10 лет и не работаете?
— Нет.
.
Мама
.
— Почему Вы никому не сообщили о смерти своей матери?
— На то не было причины.
— Голубчик, как это не было? Вы разве не чувствовали запах в квартире? Ведь это соседи даже уже почувствовали. Почему Вы им не открывали? Почему Вы не открывали милиции?
— Я не обязан был им открывать. На то не было причины.
— Сколько дней Ваша мать пролежала на диване?
— Шесть.
— Под ней же весь диван насквозь забит опарышами. Вы что, не поняли, что она умерла?
— Я пытался ее исцелить.
— ?
— Она заснула. Мне надо было поместить ее в тепло, я укутал ее матрасами, включил обогреватель. На пятый день у нее лопнула кожа и вышли воды — это хороший признак был для исцеления. Все шло хорошо.
.
— Ну что, какую симптоматику вы отметили, каков предварительный диагноз? — развернулся к нам профессор.
— Мегаломанический бред..
— Восковое лицо — амимия..
— Отсутствие эмоций..
.
— А обратили внимание на его походку?
— Ничего необычного.. не шаркает, ноги поднимает..
— Вот именно — не шаркает! А по всему остальному можно было бы подумать, что это сифилитик.. Парафрения! — торжественно объявил профессор, выдержав театральную паузу, — таких еще Крепелин выделял в отдельную группу. Что-то наподобие того, что позже описывал Пападопулос.
___________________
.
Сюжет «Груза 200» (чего уж скрывать) тупо спижжен из «Техасской резни бензопилой», где группа тупорылых американских студиозов попадает в лапы к реднекам. А у реднеков живет маньяк, который студиозов бензопилой режет. Но не столько страшен маньяк как осознание того.. что реднеки и местный шериф об этом маньяке, оказывается, прекрасно знают и действуют с ним заодно.
.
Так и тут: в областном поселке орудует маньяк-миллиционер, которого прикрывает не только полоумный собутыльник, но и вся милиция (верх идиотии — это кадр, где маньяк вместе с другим милиционером бросает труп «жениха» на прикованную наручниками «невесту», такого даже в «лихие 90-е» не представишь). То есть так под Ленинградом живут рядовые советские граждане в 1984 году — намекает Балабанов — и ничего экстраординарного в происходящем для них нет: насилуют, убивают, глумятся над трупами, ну и так далее.
.
Признаюсь, что «Техасскую резню бензопилой» я досмотреть не смог, ибо не выношу чернухи, а она там очень натуралистична. Но «Груз-200» не вызвал у меня вообще никаких эмоций. Ни чувства страха, ни отвращения, ни сострадания ни к одному картонному персонажу.. Лишь острое любопытсво узнать, какими еще больными фантазиями удивит меня режиссер Балабанов.
.
И режиссер Балабанов действительно удивил, и не раз: идиотия, начавшись с отвратительной и неожиданной сцены изнасилования бутылкой, очень скоро взмыла на такую недосягаемую высоту, что вторую половину фильма.. я уже просто смеялся над происходящим.
.
После просмотра мне стало не совсем понятно, за что этот фильм удосужился такой яростной критики и обвинений в жестокости и реалистичности показанного. Какая там реалистичность. Парафрения Пападопулоса..
___________________
.
Приложение.
.
«Только в наше захолустье за это время 26 гробов пришло, Артем, 26! Груз 200 называется. А по всей стране что делается?»
.
Боевые потери СССР за 9 лет войны в Афганистане: 13 836 человек.
Потери гражданского населения в дорожно-транспортных происшествиях за один только 1989 год: 32 739 человек.
.
Во время военного присутствия СССР, в Афганистане производилось меньше 10% мировых нелегальных опиатов. Сейчас в Афганистане производится более 90% мировых нелегальных опиатов, из них 20% направляются в Россию через границу с Таджикистаном и Узбекистаном. По оценкам ФСКН ежегодно от передозировки в России гибнет от 40 000 до 100 000 молодых людей трудоспособного возраста.
.
«Действие фильма основано на реальных событиях»
.
Такая же надпись (Inspired By A True Story!) есть и в ужастике «Техасская резня бензопилой». Но на ум немедленно приходит другой фильм «основанный на реальных событиях», а именно — «9-я рота» Федора Бондарчука.
.
Вот реальные события:
В феврале 2000 года в ходе боя у чеченской высоты 776 погибло 84 псковских десантника. В живых осталось шестеро, из них без ранений — двое. Такого никогда, никогда не случалось в СССР. Например, во время хорошо подготовленной массовой атаки моджахедов на 9-ю роту в Афганистане в 1988 году из 39 человек наших погибло 6.
.
Вот то, что снял товарищ Федор Бондарчук:
Фактически сюжет его фильма повествует о трагической судьбе преданных и проданных псковских десантников, погибших как один  во вторую Чеченскую компанию, развязанную Ельциным и демократами.. Но Бондарчук подменяет псковских десантников 9-ой ротой, Чечню — Афганистаном, а Россию — СССР! Каков подлец, а?
.
[youtube id=»314xlnnuQ_w»]
.
Вот и ты, Балабанов.
ПЫСЫ:

Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

19 комментариев to Техасская резня бензопилой по-балабановски

  1. georgina:

    Люблю Тарантино. Ненавижу Балабанова. Тарантино будоражит по-хорошему. Его кровь — это сироп, это даже не кровь животных с бойни. Сравнивать их совершенно некорректно. После фильмов Балабанова не хочется жить, он мерзостный. Он как некрофил или патологоанатом наваливается на зрителя своими инструментами извращенца и некуда деться. Тарантино живой, разнообразный и добрый: его герои тоже двухмерны, но он любит их, следит за ними с интересом и вовлекает нас в своё приключение.
    Балабанов — злой, мрачный и нездоровый. Самое паршивое, что он умеет снимать так, что всеми внутренностями понимаешь: «Ччёрт, это Советский Союз». И хоть я и на сотую долю не жила в таком страхе в СССР, я пугаюсь смертельно от того, что узнала то самое время. Как он это делает? В картине «Про уродов и людей» вытащил самые мерзостные инстинкты наружу и копается в них своим скальпелем на разделочной доске. А «Морфий»? Там, где британцы прочитали булгаковские «Записки юного врача» с чёрным юмором и язвительной сатирой и поставили минисериал в духе «Собачьего сердца», Балабанов снял кожу и добрался до нервов. Но зачем? Разве цель искусства в унижении человека и забивании последнего гвоздя в гробовую доску? Нет, Балабанов точно не Тарантино российского кино, он, повторюсь, его самый грязный патологоанатом.

    • Tim:

      > Люблю Тарантино. Ненавижу Балабанова. Тарантино будоражит по-хорошему. Его кровь — это сироп, это даже не кровь животных с бойни. Сравнивать их совершенно некорректно.

      Георгина, а Вы не задумывались о том, что Тарантино «будоражит по-хорошему», потому что его фильмы Вам не до конца понятны на эмоциональном уровне.
      Потому что Вы не являетесь носителем американской культуры.
      Ведь американцев «Джанго», например, цепляет прямо таки за живое — а нам это не понятно, для нас это какая-то игра.

      Ну, и соответственно, не может ли быть такого, что Балабанов вызывает более сильные эмоции (более гнусные), чем Тарантино, потому что он снимает про наши реалии, которые в наших душах вызывают сильнейший резонанс.
      Который не смогут пережить те же американцы, т.к. для них это все чужое?

      • georgina:

        Я Джанго не видела, но у меня ни разу не возникло вопросов во время просмотра его картин. Я слишком давно нахожусь с головой в американской официальной культуре и субкультуре, чтобы чего-то очень не понимать. Кроме того, у меня всегда есть люди под рукой, которые объяснят и поправят. Никаких игр с действительностью у Тарантино нет, он к реальности имеет очень опосредованное отношение и всегда пережёвывает то, что когда-то увидел, потому что является ходячей энциклопедией по мировому кинематографу. Балабанов узок до удушья, зациклен на одном, не хочу повторяться. Тарантино лёгкий как бриз, юморной, гротескный. Балабанов — могильщик на самом поганом кладбище под названием российское кино.

        • Tim:

          Нет, я не о холодном рассудке, я об эмоциях.

          Вот Тарантино показывает главных героев, которые на кухне общаются, например. Для Вас — это просто кухня, а для многих американцев — эта кухня похожа на ту кухню, которая была у их родителей. Вилки там особенные лежат, тарелки, холодильник стоит так, как у соседского мальчишки стоял. Люстра висит до боли знакомая.

          В этих фильмах — террабиты маленьких ньюансов, которые могут сопереживаться только носителями культуры, теми, кто там родились и выросли. Для них это «Все свое, родное», для нас — нет.

        • Tim:

          > Тарантино лёгкий как бриз, юморной, гротескный.

          Не знаю. Мне таким Тарантино не кажется.
          Он очень серьезно в свое время интересовался американской преступностью. У него много друзей-зеков, и некоторые даже исполняли роли в его фильмах.

          То, что он снимает — это не простое развлечение, это основано на американских преступных реалиях, и американцами воспринимается совершенно по-другому.

          Мне он не кажется юморным. Достаточно вспомнить хотя бы «Бешенных псов».

          Да и чернуху он похлеще Балабанова умеет забацать — есть у него фильм «Хостел». Балабанов отдыхает.

        • Tim:

          Хотя нет, в «Хостеле» он всего лишь продюссер.

  2. ИМХО не хватает конклюжена перед Приложением.
    Так кто страдает Парафренией Пападопулоса сам творец или его герои, есть ли для них шанс разорвать порочный круг заболевания.

    Как впечатление от Кочегара и недавно вышедшего «Я тоже хочу» ?

    Есть ли явный политический подтекст в Грузе 200? Это личный негатив автора к СССР или просто к милиции?!
    В общем Балабанов хотя бы заставляет думать, что это такое вообще было?! :)))

    • Tim:

      > ИМХО не хватает конклюжена перед Приложением.

      А, и не нужно, имхо.

      > Так кто страдает Парафренией Пападопулоса сам творец или его герои, есть ли для них шанс разорвать порочный круг заболевания.

      Герои. Все происходящее на экране — парафрения. Оно как рассказ того парафреника — вначале вроде и похоже на правду, но как только всмотришься внимательнее — ыы.. так это же бредятина откровенная.
      Просто пустой бред.

      > Как впечатление от Кочегара и недавно вышедшего «Я тоже хочу» ?

      Кочегар — нормально. Там нет такого маразма. За исключением того, как он лыжными палками всех рамсил.

      «Я тоже хочу» не смотрел. Посмотрел только что «Мне не больно» — хороший, и даже без чернухи. Умеет, в принципе.

      > Есть ли явный политический подтекст в Грузе 200?

      Подтекст откровенный.
      На мой взгляд — фильм настолько же туп, как и «Техасская резня». Но в «Техасской резне», например, нет никакого политического подтекста (это было во времена Никсона). Это просто трэш и угар. Аттракцион, короче.

      Балабанову зачем-то подтекст потребовался.
      И на постере у него кулак с надписью «СССР».

      Я когда рецензию эту писал, подумал: «Ну, уж нет, Леша, на рецензии будет не надпись СССР, а кадр с той какашкой, которая у тебя там на самом деле припрятана».

      > Это личный негатив автора к СССР или просто к милиции?!

      Я думаю, это несколько другое. Это патологическая зацикленность на чернухе. СССР не при чем, милиция не при чем.

      Как у Тарантино — зацикленность на кровище, и ему вообще по барабану: негры, фашисты. Главное, чтобы кровь.

      А поначалу в этом виделся какой-то смысл, да, было дело.

      > В общем Балабанов хотя бы заставляет думать, что это такое вообще было?! ))

      Не, «Груз 200», имхо, за гранью.
      Просто плохой фильм, ни о чем.

      • >так это же бредятина откровенная.
        Просто пустой бред.
        Специально сделана бредятина или это «так чувствует автор»?
        Это вообще может быть прикол такой, жесткий троллинг от Баллабанова, в политическую упаковку бывшего СССР, и якобы фильма про беспредел милиции, он запихнул дерьмецо, а еще побрызгал разными запахами, чтобы однозначно было определить сложно, что в коробке.

        Снимаешь одну упаковку, под ней другая, шуршащая многообещающая, снимаешь, а под ней еще одна, уже другая. Но запашек уже идет, ты еще не понимаешь в чем прикол, снимаешь еще одну упаковку….

        Добавил соответствующий постер в конце твоего мега поста! :))

  3. Mika77:

    Я немножко вклинюсь в жаркие споры со своим откликом на фильмы режиссера Балобанова.Сразу оговорюсь, что не люблю ни его, ни его фильмов.Ни к чему мне это. Смотрела «Брат» и «Брат 2», по моему это чистый бред по обкурке. Что дает просмотр фильмов подобного рода, ну вот объясните мне, а? Ощущение полного бессилия и тоски перед тем насилием и злобой, которую выплескивает режиссер на экран? Жить не охота как насмотришься. Меня не нужно убеждать что время , о котором сняты фильмы было тяжелым, я уже была достаточно сознательным существом на тот момент и хорошо осознаю (не питая иллюзий и не роняя слюней и соплей) что жить тогда было страшно, на улицу выходить -СТРАШНО, да все было страшно. Только вот резонный вопрос напрашивается: цель то этого кинематографического действа какова? Я очевидец, меня этим не удивить, не напугать. Только расстроить и настроить на рвотные позывы…

    • georgina:

      «Брат» — это 90-ые. Советский Союз уже рухнул. Это время у всех нормальных людей вызывает ужас. «Груз 200» это Советский Союз периода Афганской войны -1984 — накануне развала страны, у власти немощный Черненко и на подходе всеми обожаемый говорун Горби. «Брат» это точно слепок эпохи перестройки, также как «Бригада». Никуда это этого не деться, это наша история, наша жизнь и забывать об этом нельзя как бы не хотелось. Оба фильма квинтэссенция бандитского боевика. А Данила Багров герой (или антигерой) нашего перестроечного времени. Серёжа Бодров, наша непроходящая боль и память, воплотил этого антигероя идеально и сам стал символом времени, сняв блистательный, на мой взгляд, криминальный боевик «сёстры». Пожалуй, «Брат2» -соглашусь с Тимом- снят в подражание Тарантино, где есть своеобразный юмор на грани фола и ненастоящие смерти.
      За то, что Балабанов снял «Брата» (первого), честь ему и хвала, без этого фильма невозможно представить наш кинематограф 90-х, но дальше — полный кошмар.

    • Tim:

      > Что дает просмотр фильмов подобного рода, ну вот объясните мне, а?

      Теоретически — поднимает насущные проблемы, вскрывает гнойники. Что есть правильно. Если это не доходит до маразма как в «Грузе 200» и чернуха не становится самоцелью.

      > Меня не нужно убеждать что время , о котором сняты фильмы было тяжелым

      А вот режиссер Андрей Кончаловский, например, наоборот утверждает, что 90-е были самым прекрасным временем и никакой преступности там не было.
      И актриса Лия Ахеджакова ему в этом поддакивает.

      Как быть с этими товарищами?

      • georgina:

        Если жить за высокой оградой поместья в собственной деревеньке с лесом, рекой, фермой, конным заводиком и выезжать время от времени в Москву на съёмки своих фильмов, выходить на красную дорожку и встречаться с народом в телестудии, то 90-ые каждому станут ближе отца родного. Но вот почему Ахеджакова так любит период «варёнки» (варёных джинсов) — не знаю. Как вообще она превратилась из хорошей актрисы в злобаря оппозиционера? Я это почему-то упустила.

      • Mika77:

        «..Теоретически — поднимает насущные проблемы, вскрывает гнойники. Что есть правильно.»
        Ну если мыслить за всех и сразу… В масштабе страны… А я ж так, в личных интересах не смотрю подобное кино. Я ж не агитирую-НЕ СМОТРИТЕ! Я знаю что ТАКОЕ есть на свете и мне этого знания достаточно. Зачем мне ковырять мозг тем, чего мне в жизни и на работе хватает? Я как профессор Преображенский «советских газет не читаю»… Новости очень редко. Плохо мне от этого, жизненный тонус теряется, руки опускаются. А господин Кончаловский, мне не указ, он в это время где то видимо в другое месте жил, так что пусть курит в сторонке со своими руладами о 90-х.

  4. Да помню как решился посмотреть этот фильм. Название зацепило, потому что знаю что значит «груз 200» вот и думал что-то будет типа 9 роты и даже похлеще, на деле все вышло гораздо хуже и совсем не про войну и вообще не понятно про что.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *