Гамлет \ Hamlet (1990) — режиссёр Франко Дзеффирелли

У меня был когда-то преподаватель, который знал всё, что только можно  о «Ромео и Джульетте». Возможно, он знал даже больше, чем нужно. Однажды во время лекции он сказал, что отдал бы всё на свете, чтобы прочитать эту пьесу как в первый раз.

Я чувствую то же самое в отношении «Гамлета».  Я знаю эту пьесу настолько хорошо, посмотрев её в различных интерпретациях,  костюмах, стилях, что это как слушать певца, исполняющего хит прошлого. Знаком до боли текст и единственно, что может удивить это манера исполнения.

Стиль, в котором снят «Гамлет» Франко Дзеффирелли с Мелом Гибсоном в ведущей роли, энергично- оптимистический.

Гибсон не подаёт нам  Гамлета как очередного ипохондрика, меланхоличного датчанина, затаившегося в тёмных углах и оплакивающего свою судьбу. Нам дают понять, что ничего такого неправильного в Гамлете не было, пока жизнь не пошла сикось — накось,  пока отец вдруг не умер, а мать не вышла замуж довольно скоропалительно за  брата  отца. Это был вполне пышущий здоровьем принц, счастливый, и он мог мы прожить долгую жизнь, не случись всем известных событий.

Знакомый  приём Дзеффирелли, чья знаменитая киноверсия «Ромео  и Джульетты» основывалась  на молодости и привлекательности героев, полных жизни и любви, пока трагедия не разделила их. Такая трактовка вполне может проистекать и от  Гибсона, самого неунывающего актёра среди  сегодняшних звёзд, готового в любую минуту разрядить самую угрюмую обстановку анекдотом, кто не так-то легко начнёт себя жалеть или заниматься мрачным самобичеванием.

Он показывает нам Гамлета  с  лучшими побуждениями до тех пор, пока на него не навалилась непосильная ноша.

Дзеффирелли  ставит свой фильм в эффектной местности – Шотландский замок  на скале, выступающей в море, окружённый практически со всех сторон водой. Грязь, дождь, туман и кажется, герои согнулись под тяжестью своей одежды.

Это материальный мир настоящего физического присутствия и он наполняется кровью и плотью за счёт  растущего количества деталей. И  мы понимаем, что именно этот  король  управляет своими подданными и он не просто плод фантазии Шекспира.

С самого начала Дзеффирелли и его соавтор по сценарию Кристофер де Вор  позволяют себе вольность в обращении с каноническим текстом, изменяя диалог и добавляя несколько слов, чтобы сделать сцену, которой не существует в оригинале: погребение отца Гамлета и стоящими  лицом к лицу принцем, Гертрудой и Клавдием  у гроба.

Говоря языком кино, эта сцена  сразу  выявляет   главный конфликт  пьесы  и драматически усиливает  всё, что потом последует. Здесь не только  боль и мука Гамлета, но и физическое влечение между его матерью и  дядей, что будет трактоваться в фильме в равной степени как союз, основанный на сексе и  расчёте.

Команду актёров можно смело назвать выдающейся, что обычно (но не всегда!), когда дело касается экранизации Шекспира, означает  британских актёров. По крайней мере, эти  три актёра когда-то сами играли Гамлета: Алан Бейтс (Клавдий), Пол Скофилд (Тень отца Гамлета) и Иэн Холм (Полоний). Иэн  Холм особенно впечатляет в  монологе «Всего превыше  верен будь себе», навевая воспоминания о своей великой роли  тренера в «Колесницах славы».

Меня также восхитила работа Алана Бейтса. Его персонаж переполняет похоть, жажда действия, он получает всё, что пожелает, и  при этом не мучает себя вопросами, которые терзают Гамлета.

Женщины в  этой экранизации, Гленн Клоуз –Гертруда и Хелена Бонэм-Картер — Офелия, обе на месте.

Клоуз  добавляет нотки материнских чувств в своей игре, что частенько отсутствует в изображении Гертруды другими актрисами. Она любит своего сына и печётся о нём, она не просто неверная жена с короткой памятью.  Она показывает, что любит своего сына слишком горячо,  давая нам понять, что в ней бродят кровосмесительные чувства, которые и становятся основной пружиной действий Гамлета. Почему она вышла замуж так поспешно? Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту — ведь она кажется достаточно рассудительной, а в этой версии «Гамлета» все  абсолютно адекватны. Если бы только Гамлет смог избавиться от сверлящего чувства обиды и постыдных желаний, он бы сразу это понял.

Хелена Бонэм-Картер («Комната с видом«, «Порочные связи«) – маленькая темноволосая красавица, очень убедительна в том,  как она ведёт разговор со своими внутренними видениями. Роль Офелии самая трудная роль для воплощения, потому что персонаж, который сошёл с ума не может вступать во взаимоотношения с другими героями и вынужден солировать. Все последующие сцены она проводит сама с собой.

Остаётся поговорить о Гамлете и его лучшем друге Горацио (Стивен Диллейн). Они не довольны тем, что творится в королевстве и Стивен Диллейн, актёр невероятной органичности, стал великолепным партнёром Гибсона.

Так как всё ведёт к финальной дуэли,  и природная жизнерадостность Гамлета уступает место его мрачной задумчивости, фильм логически продвигается сквозь все его эмоции и состояния. Мы ни разу не почувствуем, что события происходят произвольно, сами по себе, что иногда случается в других постановках.

Великим вкладом режиссёра Дзефффирелли в популяризацию  бессмертной пьесы  стало то, что он донёс до зрителя чётко и ясно — события развиваются так, как и должно было быть, логически.

Этот «Гамлет»  полностью зависит от игры Мела Гибсона, и я думаю, его игра удивит многих зрителей своим мощным  воздействием.  Шекспир не напугал Гибсона, он не попал в его ловушку и не стал изображать своего героя пафосно и скорбно.

Он видел перед собой  другого Гамлета,  более раннего, без замутнённого  горем сознания, и создал свой образ отсюда, с этой точки отчёта, вместо того, чтобы всеми возможными нюансами своей игры  предрекать дальнейшие трагедии. Это сильная, умная игра, полная жизни, и это сказалось на всей картине «Гамлет», удивительно энергичный.

трейлер фильма Гамлет

3 комментария to Гамлет \ Hamlet (1990) — режиссёр Франко Дзеффирелли

  1. Tim:

    О, вот, что мне надо посмотреть. Дабы ликвидировать пробелы о Гибсоне.

    • georgina:

      Гибсон мне очень напоминает нашего Высоцкого — и внешне, и по манере игры, и голосом. Удивительно. Оба играли Гамлета.
      Этот фильм нужно обязательно смотреть и именно из-за Мела. После него ни один Гамлет не воспринимается. Если раньше для меня эталоном был Смоктуновский, то теперь он кажется излишне аффектированным, хотя те времена требовали именно такой игры и таких акцентов. Гамлетов много, у каждого он свой. В нашей семье — это Гибсон.

  2. Elena:

    And Carmina Burana in the background!

Добавить комментарий для Tim Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *