«Потерянный уикэнд» и «Дни вина и роз» — два вечера с алкоголиками

Иногда не могу объяснить, зачем я смотрю такие фильмы – склонностью к питию не обладаю, и не припомнится в моей жизни таких моментов, чтобы алкоголь доставил мне удовольствие. Скорее, впадаю в грусть и слезливость, что просто ужасно, когда это вспоминается. Но есть знакомые из дальнего круга, чьи интересы замыкаются на выпивке, и фильмы, подобные «Потерянному уикэнду» и «Дни вина и роз» дают возможность посмотреть на чужую проблему со стороны и что-то такое для себя понять. Кстати, я написала два огромных поста о пьянстве, где я рассказываю о самых «пьяных» картинах мирового кинематографа.

Потерянный уикэнд\ The Lost Weekend (1945) – реж. Билли Уайлдер

Не могла пропустить эту картину из-за любимого режиссёра Билли Уайлдера («В джазе только девушки», «Сабрина», «Свидетель обвинения», «Квартира», «Аванти»), да и частое упоминание знаменитой сцены белой горячки в статьях об алкоголизме вызывало человеческое любопытство. Надо сразу признать, что сцена действительно кошмарная.

История рассказана очень сжато – всего два выходных Дона (Рэй Милланд), писателя.

Дону 33 (актёру 38), он начал ярко в 19 лет, потом творческий застой и взбадривание вдохновения алкоголем. Об этом он рассказывает владельцу бара Нэту, у которого перебивается выпивкой. Нэт – фигура символическая и выступает в роли вершителя судьбы – слушает пьяную исповедь и выносит приговор – не жилец на этом свете Дон, никчемный, слабый, безвольный. Алкоголик, одним словом.

Дон не одинок на белом свете, за него сражается брат и девушка, случайно встреченная в опере.

Поразительно, но Дон хаживал в оперу – старая привычка из прошлой богатой жизни. Джейн отказывается верить, что Дон законченный алкоголик, и она три года пытается вытащить его из трясины. Как говорит сам Дон, он состоит из двух человек – один хочет работать, но другой советует для работы взбодриться. Зрителю сполна дано насладиться всеми злоключениями человека, для которого выпивка смысл жизни, и он готов за бутылку на всё. Накануне злосчастного уикэнда Дон чист, как стёклышко – он не пьёт уже десять дней. И брат, и Джейн говорят ему, что эта поездка на выходные даст ему шанс начать всё с чистого листа. Однако все мысли Дона о том, как избавиться от опекунов и выпить заветное пойло, что болтается на верёвке за окном. Брат достаёт бутылку, психует и уезжает один, и начинаются два дня нисхождения Дона в ад, куда мы с ним покорно отправляемся.

Одна из самых тяжёлых сцен в лечебнице для алкоголиков, подобранных на улице, и она даёт представление, как работают такие учреждения в США.

На дворе середина сороковых, где-то на другом континенте только что закончилась самая кровавая война, и люди счастливы уже тем, что один раз поели и помылись горячей водой в те выходные. Но Дону предстоит своя короткая война, где выбор смерти, возможно, не самый для него тяжёлый вариант.

В сцене подготовки к самоубийству я была полностью на его стороне, и Джейн с её желанием не дать любимому умереть вызвала во мне бурю протеста. Её уговоры, взывание к его второму я, трезвому и разумному, мне кажутся тщетными. Нет, это просто продолжение агонии, причём, для всех участников. Брата, который полностью его содержит, самой Джейн, чья жизнь просто сгорает на глазах и Дона, у которого давно произошёл распад личности. И ничто, ни одна причина не заставит его переродиться. Он потерял не только уикэнд, он давным-давно потерял свою жизнь.

Дни вина и роз\  Days of Vine and Roses (1962) – реж. Блейк Эдвардс

Если в картине «Потерянный уикэнд» меня привлёк, прежде всего, режиссёр, то в «Днях вина и роз» это, без сомнения, имя Джека Леммона. Обожаю этого актёра. Он гениален, он виртуоз, он в равной степени талантлив в комедиях и драмах. В «Потерянном уикэнде» перед нами предстаёт человек, который приплыл в конечный пункт назначения, и мы видим его в течение двух дней. Мы не знаем, как он дошёл до такой жизни. Его рассказ о прошлом скуп, и приходится только догадываться о каких-то событиях и людях, так драматически повлиявших на его судьбу. Зато в «Днях вина и роз» информации предостаточно – всё происходит на наших глазах. Джо Джека Леммона – это работник фирмы по связам с общественностью. И какие связи он налаживает с общественностью? Привозит проституток клиентам и всю ночь напролёт пьёт. Разве о таком он мечтал? Он мечтал учить клиентов, как правильно выстроить бизнес, как пережить неудачи и двигаться вперёд.

Неудовлетворённость положением дел, постоянное прогибание под начальство, которое требует одного для своих клиентов – секс и пьянство. Судьба сводит его с девушкой своей мечты, Кирстен (Ли Ремик).

Это очень правильная девушка. На дворе начало 70-х, но она не таскается по барам и не заводит знакомств с кем попало. И такая девушка становится женой алкоголика Джо, который за два года делает из неё  алкоголичку. Смотреть это больно. В отличие от «Потерянного уикэнда», где нет детей, и взрослых, в общем-то, не очень жалко – у Кирстен и Джо дочка. И этот ребёнок, редко появляющийся в кадре, неотступно давит на мозг: «Где же ребёнок? Куда они его дели?»

Алкоголизм принимает страшные формы, и деградация настолько атмосферная, что хочется придушить этих весёлых супругов.

Кирстен уважала и боялась отца. Она привезла будущего мужа знакомить с отцом, который так и не пришёл в себя после смерти матери Кирстен.

 

Он разводит цветы – это дело его жизни, его бизнес. Как случилось, что он проглядел тот этап пьянства дочери, когда её ещё можно было остановить? Слишком ушёл в свою печаль? Слишком ей доверял? Но у неё нашёлся больший авторитет, алкоголик со стажем, и его школу она закончила блестяще. Мне понравилось, как в фильме анализируется ситуация, когда один из супругов заставляет пить другого, какие приводит аргументы, и как они начинают работать.

Интересны наблюдения над психологией алкоголиков, их рассуждения о своём состоянии и отказ принять диагноз. Наконец, Общество анонимных алкоголиков и результат таких встреч, где они рассказывают о своём пагубном пристрастии. И нетривиальный конец картины – жестокий, но соответствующий правде жизни. Обязательно смотреть, мой вам совет.

Читайте посты, связанные с темой алкоголизма:

Десять самых действенных фильмов об алкоголиках

Лётчик алкоголик или про алкоголиков часть 2

4 комментария to «Потерянный уикэнд» и «Дни вина и роз» — два вечера с алкоголиками

  1. Джек хороший актер, но меня не покидало чувство, что можно было и хуже. Самое днище не показали, а ведь это самое интересное. Как становятся бомжами респектабельные граждане, как он готовы убить своих детей лишь бы не мешали беспробудно квасить. Какие унижения готовы терпеть и самое страшное, что дна то нет. Проваливаться можно бесконечно.

    • georgina:

      Честно говоря, мне хватило. И так сердце всё время сжималось, наблюдая за их опусканием. А хуже — это только у нас в картинах — «Беда», например. Или «Друг»

  2. Корзина. А.:

    Страшные картины и зачем их смотреть, настроение портить?

    • georgina:

      Отмахиваетесь от правды жизни? Предпочитаете жить в параллельном мире иллюзий?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *