Дневной поезд (1976) – реж. Инесса Селезнёва

Этот фильм особенный во многих отношениях. Он абсолютно точно отразил 70-е, город Ленинград с его роскошными дворцами и какой-то тоскливой серостью, которая особенно ощущается поздней осенью и ранней весной — словно в унисон отношениям  Игоря и Веры, главным героям «Дневного поезда». И, конечно, тихая история двух немолодых людей не может пройти мимо неравнодушного сердца, ведь эта история одиноких людей, чью встречу нам придётся пережить, как собственную.  На  этом фоне, где Вера и Игорь пытаются изо всех сил узнать, принять и понять друг друга, звучит музыка Алексея Рыбникова, композитора, способного несколькими нотами внести душевную сумятицу и настроить на раздумья. Сразу хочу признаться, что это не рецензия, это анализ моих впечатлений, а потому спойлеры на каждом шагу. Прошу поделиться вашими впечатлениями в своих комментариях, буду признательна.

Сюжет прост – давние подруги, живущие в разных городах, Москве и Ленинграде, уговорили своих детей встретиться на предмет знакомства и, о, дай-то бог, дальнейшей совместной жизни. Дети уже очень взрослые – им за тридцать. (Валентину Гафту 41, а Маргарите Тереховой – 34). Так как встреча проходит на территории Веры, то и больше деталей узнаётся именно из её жизни. Она живёт с матерью (Римма Быкова) в очень хорошей квартире, даже роскошной квартире, профессорской, судя по обстановке, тяжёлой мебели и привычкам – традиционно красиво обедать на скатерти и столовым серебром под классическую музыку.

Отца давно нет, он вспоминается в самые драматические моменты, как-то, мелкий бунт дочери в виде её нежелания оценить нечеловеческие усилия матери поддержать благосостояние их маленькой семьи. Мать – осколок совсем прошлой жизни, где ритуалы и условности играли определяющую роль и деление на свой и чужой круг было далеко не условным. Теперь же, в этой жизни, она вынуждена печатать на машинке всякий бездарный хлам, чтобы потом купить обновку дочери.

Тема «достать дефицитную вещь» раскрыта очень достоверно. Вещь обязательно с легендой – Как? Где? Страна происхождения. Югославская дублёнка, сапоги австрийские – это всё заведомо высокого качества. Веру готовят к встрече потенциального мужа на всех фронтах – частная портниха шьёт платье из ткани, которую достали с большим трудом, на ней фирменные туфельки, за которыми пришлось отстоять внушительную очередь в ГУМе.

Вера очень напряжена. Понятно из сетований матери, что это не первый показ дочери женихам и это тяжёлая процедура. Вера умна, красива. Слишком умна и красива, чтобы выходить за первого встречного – даже на полном безрыбье. Не знаю, что для неё эта встреча? Надежда встретить такого же пытливого, бескомпромиссного, как она, человека? Единомышленника в главном, но ярого оппонента в мелочах? Не выжатого жизнью, не опустошённого постоянными сделками с совестью, но романтичного, верующего в новые возможности, возрождение из пепла, мужчину? Сколько смотрю эту картину, постоянно остаюсь с прежними вопросами и не нахожу ответов. А режиссёр и не даёт этих ответов. Думай, есть ли у этих двух одиночеств совместное будущее. Если есть, то, какое? А при отрицательном ответе?

Игорь – умён, красив (ведь это Гафт в 41 год!) – даже ярок. Как быстро замечает Вера его слабые места!  Как приглядывается и присматривается к нему! Так и чувствуешь её внутренние колебания: А  почему бы нет? Вон как положила на него глаз красавица подружка! Как привлекателен он для женщин! Как остроумен! А как легко он умеет всё организовать. Может, попробовать? Перестать думать за двоих и считать копейки до зарплаты – какое наступит облегчение для вечно брюзжащей матери! Мужчина в доме – одно это уже будоражит жизнь. И тут же – СТОП! Мужчина в доме. Этот мужчина? Именно этот, что сник в гостях у самого близкого друга, увидев, как далеко тот продвинулся в своих проектах? Мне показалось, что поездка в гости к другу Игоря, главе большой семьи, сломала всю иллюзорность планов Веры.

Это же понял и сам герой. Приехав в Ленинград в статусе завидного жениха, увидев Веру, он мгновенно оценил её как заветный и желанный приз. Его ухаживания были выстроены по всем канонам соблазнения. Вино и цветы, игра в слова, отточенные реплики, острые монологи (где Вера редко вставляла слово и не потому, что не могла, просто не хотела!) А затем штурм и Верин отпор.

К такому Игорь был точно не готов. А зря. В то время, как он выставлял себя на показ во всей красе, болтал без умолку и привычно демонстрировал свои лучшие качества, Вера сидела в тени и наблюдала, и поняла, что перед нею бегун на самую короткую дистанцию – пришёл, увидел, победил, а дальше трава не расти. Не будет он расти, он привык к рутине, довольствованию малым, он пустой, как шар без воздуха. Тогда чем же лучше жизнь с ним, чем та, что у неё сегодня?

Мне очень жаль обоих героев «Дневного поезда» — жаль до слёз Веру, одинокую душу, мыслящего человека и это, естественно, благодаря игре невероятно мощной актрисы Маргариты Тереховой, умеющей малыми средствами передать бездну чувств и эмоций своей героини. Я постоянно ощущала, как интенсивно работает ум и сердце Веры, при том, что Вера практически молчит в картине!

И мне очень жалко Игоря. Пожалуй, так же, как героя Олега Даля в «Утиной охоте» («Отпуск в сентябре») и героя Олега Янковского в «Полётах во сне и наяву». Это всё об опустошении души, крахе мечтаний, надежд и амбиций юности, тупике, из которого нет сил выбраться. Как, когда и где сломались эти надежды? Когда Игорь прощается с Верой на Московском вокзале, уезжая на дневном поезде, ещё ждёшь, что он спрыгнет с подножки поезда, бросится к ней и растормошит её сомнения, заставит верить, что всё у них будет. Только слишком грустные у Гафта для этого глаза, слишком пожившие и, возможно, прожившие все надежды, которые были ему отпущены свыше. Лимит исчерпан. Поезд ушёл.

P.S.  Режиссёр Инесса Селезнёва снимала много для телевидения. Я смотрела её потрясающую драму «Воспитание жестокости у женщин и собак» с Еленой Яковлевой.

Как вам пост? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (3 оценок, в среднем: 4,00 из 4)
Загрузка...

7 комментариев to Дневной поезд (1976) – реж. Инесса Селезнёва

  1. dorohuncio:

    У меня абсолютно четкое и неприятное впечатление от этого Игоря. С самого начала он себя вёл весьма вызывающе, да еще вздумал взять такой снисходительный тон в адрес Веры, не удивительно, что она не очень охотно шла на контакт. Если отбросить вечную родительскую панику «до сих пор не замужем» и неадекватное давление социума на эту тему, то в сухом остатке мы имеем:
    — Откровенное сводничество. Ситуация которая не может быть приятна ни одному адекватному человеку, а тем более такой женщине как Вера;
    — «Жених» заранее решил, что Вера находится в незавидном положении и ехал уверенный, что он то хорош более чем и ему выбирать, а Вера должна быть счастлива самим фактом его благосклонности;
    — Сцена у друзей показала Игоря во всей красе! Если до этого момента еще был шанс на взаимность, то после стало понятно, что «овчинка выделки не стоит».
    И дело даже не в том что он не реализовался до сих пор, еще может, если будет какой-то значимый стимул для перемен. Дело в том КАК он отреагировал на успехи друга. Вот тут то и раскрылось всё его неприглядное нутро.

    Согласна про похожесть Игоря на героев Даля и Янковского. Лично мне этот тип героев особенно неприятен, даже Обломов меркнет в сравнении.

    • georgina:

      Знаешь, меня удивляет, что Вера идёт на это сводничество. И не в первый раз, судя по словам её матери. Похоже, она лелеет надежды, что таким образом получит мужчину своей мечты. И это как-то выбивается из моего понимания её характера. Или лишнее доказательство, что она человек с сюрпризами. Вспомни их игру в слова, где она смяла свой листочек с ответом из геометрических фигур. Можно лишь догадываться, что там был за человечек.

      • georgina:

        Забываю тебя спросить, а как ты относишься к Гафту? Могла твоя «нелюбовь» к нему перейти на его персонаж в картине?

        • dorohuncio:

          Заметила, что несколько его героев имеют схожие черты. Например, недавно посмотрела «Таню» Арбузова (как Вы мне и советовали). То ли он привносит в героев частичку себя, то ли ему такие роли попадаются.

      • dorohuncio:

        Вы представьте как сильно пилит ее мать. Круглые сутки твердит о замужестве, давит на чувство жалости, манипулирует. Этому трудно противостоять. Для Веры было бы лучше разъехаться с матерью, спокойно оценить свое состояние и потребности, разобраться в себе и решить что делать дальше.
        Мать на самом деле превращает их жизнь в бесконечное сожаление о том что в доме нет мужчины, что все их беды от этого. Питает эти странные иллюзии, что как только какой-то (по сути не важно какой) мужчина появится то сразу их жизнь наладится. Это бред.
        Но тут такой момент, то что Вера не замужем имеет только одну причину, она сама вольно или невольно саботирует отношения с мужчинами. Причин тому может быть множество, но если бы она по-настоящему захотела замуж, то это не составило бы для нее никакого труда.

        • georgina:

          На дворе 70-е, квартирный вопрос — самый мучительный. На её зарплату библиотекаря из архива не снять жильё. Да она бы и не пошла на это из-за страха обидеть мать. Вспомни их стычку, после которой Вера просит у матери прощение.

  2. georgina:

    Да, уверена, что это часть самого актёра и соглашусь, что с разными вариациями он играет самого себя (по субъективным представлениям, конечно) или похожего на себя в чём-то. Но, возможно, это характерно для всех актёров. Одна-две роли радикально отличны от личности актёра, а всё остальное — они сами, любимые. Да и кто уже оторвёт от них их роли и определённо скажет, где они реальные. А мы сами можем про себя такое сказать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *