Брак по-итальянски \ Matrimonio all’italiana (1964) – реж. Витторио Де Сика.

«Брак по-итальянски» — великое кино без всяких оговорок, истинно итальянское, со всеми любимыми архетипами и эмоциями. И в нём всё, как в жизни, где всё очень сложно, чтобы сказать  — жизнь – сплошная драма или непрерывная комедия.
В картине нет каких-то глубоких скрытых смыслов – он пример того, как можно рассказать простую человеческую историю и она навсегда западёт в душу.

Это история красивой итальянки по имени Филумена, в 16 лет выброшенной на улицу отцом и ставшей проституткой. В борделе она встречается с богатым клиентом Доменико и влюбляется в него. Доменико тоже кажется, что он влюблён, но она для него остаётся вещью, которую он покупает, но которая совсем не подходит к его статусу.

 

Это история Филумены матери, которая не бросила своих детей, невзирая на невероятные лишения, хотя вынуждена была жить вдали от них, наблюдая, как они растут со стороны и поддерживая их финансово.

Это история и трёх братьев, которые не знали о существовании друг друга и, в конце концов, воссоединились.

Это история и самого Доменико, его бесчисленных похождений, раздутого самомнения, непомерной гордости и прозрения, которое, слава богу, наступило.

Это такой объёмный портрет человеческой жизни, в таких нюансах и оттенках, с такими страстями, откровениями,  что написать его мог только великий режиссёр. А Витторио Де Сика именно великий режиссёр.

Эта история интересна и с точки зрения сегодняшнего времени, поскольку она лишена всякой политкорректности, присущей чуть ли каждому фильму новой эпохи. Картине более полувека, но что изменилось? Женщине по-прежнему приходится себя продавать, чтобы получить какие-то материальные блага или социальные выгоды. Филумена проходит несколько разных этапов отношений с Доменико: сначала проститутка-клиент, потом они любовники, потом он её работодатель, а она  его работница, потом муж и жена. И ни на одном из этапов не видно их равных отношений. Она всегда зависит от его прихоти, его сиюминутных капризов, его денег.  Каждая новая пассия в его жизни может отправить Филумену за дверь.

Картина не впадает в обличение, иначе, вероятно, не получилось бы такой истории, где всё идеально в плане эмоций – и смех, и слёзы, и любовь. Режиссёр мастерски обошёл острые углы проблемы отношения мужчины и женщины, которую видел, знал и понимал. И лишь самый внимательный зритель разглядел или расслышал молчаливый вопрос режиссёра: «А после замужества что-то изменится для Филумены?» Только вспомните финальную сцену, где она плачет, а Доменико прячет лицо.

Сегодняшнее время как раз показывает, что мужчина по-прежнему считает женщину своей проституткой, даже получив официальную регистрацию брака, и пусть только женщина попробует отказать мужчине в сексе, как сразу получит болезненный ответ. И такой ответ она получает на всех этажах социальной жизни. Вывод сам напрашивается – только полная независимость может гарантировать женщине, что её не запугают.  Этой независимости у Филумены нет. В силу исторического отрезка, в котором она существует. В силу отсутствия образования, профессии, работы, денег. Вот она золотая цепочка каждой женщины!

Не сказать об игре актёров – преступление. А сказать – не хватает нужных слов. Те, что есть, затасканы. И всё же, попробую. Химия между Марчелло Мастроянни и Софи Лорен просто безумная. От них летят искры. Их герои такие настоящие, реальные, что хочется к ним прикоснуться. Да что там прикоснуться – между ними и зрителем совсем нет перегородок. Их игра соткана из таких красок и оттенков, что мгновенно вызывает отклик в сердце. Недаром они так много играли вместе у одного режиссёра — столько общего у этих людей, что сводило их снова и снова вместе. И, конечно, главный продюсер всех этих проектов, муж Софи Лорен, Карло Понти, знал, в чьи руки отдавать свою красавицу жену.

Как вам пост? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (2 оценок, в среднем: 4,00 из 4)
Загрузка...

16 комментариев to Брак по-итальянски \ Matrimonio all’italiana (1964) – реж. Витторио Де Сика.

  1. Dorohuncio:

    Ого, вот это обзор! Справедливости ради, надо сказать многие целенаправленно стремяться к «карьере» Филумены. Интернет забит курсами и семинарами «Как охмурить статусного мужчину». Валом валят за ценными знаниями, готово на любые жертвы. Причём во все этой истории людей влечёт именно положение человека, который ничего в своей жизни не решает. Самое странное, сейчас это уже вышло за пределы чисто женского. Про «как хорошо, когда всё решают за тебя» стала слышать часто от довольно молодых людей обоих полов.
    Сегодня же посмотрю фильм. Я почти ничего не видела из этого периода и с этими актёрами, целый пласт выпал. Смотришь смотришь, а в итоге опять не в курсе самого главного.

    • georgina:

      Конечно, можно всё её любовью объяснить. Но уж очень та любовь безмерная и всепрощающая. У Филумены есть сцена, где она «ожила» и произнесла убийственный для мужа монолог, где говорит о своём понятии справедливых отношений.

  2. А о каких равных отношениях может иди речь между мужчиной и женщиной? Какое-то подобие возможно если они из равных социальных слоев.
    Только когда она становится матерью, тогда, да, тут вся природа и общество становятся на ее сторону и тут уже явный крен в ее сторону и судно вполне может выровняться и поплыть прямо. Что в фильме и продемонстрировано. Сейчас дилемма героя Марчелло решалась бы простым анализом на отцовство, а так у него встала очень не простая проблема.
    Кстати, фильм очень напомнил наш отечественный Мужики! Но как элегантно была обставлена необходимость взять троих детей там (напомню, что обвинения в измене жены были наговором, приведшим к самым трагическим последствиям), и насколько более сложный нравственный выбор был у героя Марчелло!
    Ведь она настоящая шлюха из публичного дома, а к таким отношение может быть только мерзостно брезгливое. Все эти бредни про то, что бедная девочка была вынуждена податься в шлюхи, это сказки для богатых папиков, ну и для себя, чтобы убаюкать совесть. Почему-то кто-то шел на завод, кто-то шел пахать, заниматься черновым трудом, а кто-то захотел красивой сытой жизни, а для этого всего-то надо ноги раздвигать, не пыльная работенка. Простой моральный выбор и любители снимать с себя ответственность и перекладывать ее на плечи обстоятельств и жизни вполне обоснуют свое решение.
    Поэтому отношение мужика вполне закономерное — развлечься и послать подальше, тут он проявил еще и небывалую щедрость, оформив ей квартирку, потом пристроив ее управляющей своими делами, одаривая ее подарками и щедрыми чаевыми. Мало?! А кто она такая?! У нее видите ли любовь и это все оправдывает? А к нему какие претензии? Он не платил за ее услуги? Мало платил? Бил ее?
    Есть конечно и вопросы к главному герою — как тебя не выворачивает от осознания того, что ты целуешь ту, которая обслуживает пол города? Отсутствие брезгливости и даже чистоплотности вот, что поражает в его герое.

    • Dorohuncio:

      Да Вам бы, батенька председателем в комсомольском суде. Очень органично выходит. Особенно про работу на заводе и черновой труд. Расскройте секреты Вашего стажа в мартеновских цехах.

      • А Вам, матушка, чем черновой труд не нравится? Считаете, что проституция лучше? Работы в полях всегда навалом, надо ведь что-то сеять, убирать, жрать ведь что-то надо. Надо строить, восстанавливая страну из руин, кому-то надо шить, стирать, убирать. Это все черновой труд, без которого никуда. Роботов еще не завезли, сорян. Почему-то в уничтоженном, выженном войной СССР не было такой дилеммы — на панель или пахать. А тут, стало быть вариантов, для молодой девки в самом соку нет. Удивительно и непостижимо, не находите?

        • dorohuncio:

          Я нахожу удивительным, то что человек не имеющий понятия о черновом труде постоянно пафосно его советует направо и налево. Как ты тут всех в поля направляешь лихо, страну поднимать, аж дух захватывает. Сам то много поднял? Я тебя об этом прямо и спрашивала. Ни ты ни я никогда не были в ситуации когда действительно негде жить и нечего есть. Брезгливо поджимать губки так легко сейчас, когда это ничего не стоит, только это очень смахивает на ханжество.
          Я думаю, что если перестать цитировать агитационные плакаты СССР и представлять тот же послевоенный период немного трезвее, жизни советских граждан тоже складывались ой как по разному и далеко не всегда в соответствии с политикой партии. Всего хватало, глупо идеализировать советский период.
          Героиня выбрала что выбрала, какие смогла увидеть варианты, такие и реализовала. Выжила, вырастила детей и осталась человеком.

          • Ну тут, матушка. вы уже втиснулись на мою территорию, сдвинув меня за ее пределы. Я понимаю, что вам известна доподлинно моя биография и трудовой стаж, тут даже сомнений никаких нет. Таких всезнающих дигностов что-то многовато стало, даже неловко становится, куда не пойди, все то о тебе знают, прямо Яндекс во-плоти. Ваше второе имя не Алиса, случаем?! Но меня удивляет другое, столь яростная защита шлюхи… Еще раз, подчеркиваю красным, шлюха это человеческое отребье. Для меня они в одной категории с наркоманами. Исправить шлюху нельзя, как бы вы не верили в фильмы Красотка и вроде этого Брака по-итальянски. Шлюха это состояние ума, жизненных принципов и норм. Это днище. Точка.
            А тут еще показана и вредная концепция — что путь шлюхи приводит к замечательным жизненным результатам, к достижению общепринятых понятий о счастливой, сложившейся жизни. Весьма вредное кино.

            • dorohuncio:

              В принципе всё понятно, дальнейший диалог неуместен.

            • Наталья:

              Я также считаю сравнение неуместным. Какое время мы сравниваем и кого мы сравниваем? Мы говорим о начале карьеры Филумены. Читай по буквам — в-о-й-н-а! Всё разрушено, ничего не работает. После войны ещё десять лет разрухи — потом план Маршалла, когда начали поднимать промышленность и с\х. На юге работали в полях, но за еду, нечем было платить. Полный бартер. Этому страшному периоду посвящено сотни итальянских фильмов — «Рокко и его братья», «Мама Рома», «Дорога», «Ночи Кабирии». Этот период страшный в жизни итальянцев. И ладно, что Витторио Де Сика снял такой жизнерадостный, в принципе, фильм. Его «Похитители велосипедов» гораздо мрачнее.
              О таком же периоде в жизни СССР — конечно, положение женщины совсем другое, никакого сравнения. Никто массово в бордели работать не шёл. Работы было хоть отбавляй, тяжёлой, мужской, но все работали. «Кто не работает, тот не ест». В голову не могло прийти иждивенчество — это страшное пятно на жизни. Вспоминаю картину «Сверстницы», «Разные судьбы» — да везде паразитизм клеймится.

    • Наталья:

      Вряд ли в этот период в Италии была работа на заводе или в мартеновских цехах — это дикая безработица, полная нищета — все фильмы буквально кричат об этом. Выбора у неё точно не было. Замужество — единственный выход, но семья содержать до замужества не могла — сугубо патриархальное устройство общества. И рассуждать легко из сегодняшнего времени других возможностей.

      • Ок, тогда все женщины того периода это шлюхи или замужние? Третьего не дано? Несколько утрированно получается как-то. Отличная нация получается, картина маслом. И это при строжайших семейных ценностях внушаемых с молоком матери через католическую церковь.

        • Наталья:

          Надо помнить, когда началась карьера Филумены — война, бомбёжка. О каком выборе могла идти речь?

  3. Наталья:

    Что касается сравнения того, чей выбор тяжелее, Мастроянни или Михайлова в «Мужиках». Просто теряюсь. Там и там по трое детей. Но представь, в «Браке по-итальянски» дети взрослые и практически стоят на ногах — один продавец перчаток в маленьком магазинчике, другой — учится в университете, третий — отличный автомеханик с замашками босса. Им нужно только имя, чтобы не краснеть в обществе, где всё распределено по социальным жёрдочкам. А у нашего работяги — три малых ребёнка. Только дочка подросток, надёжная помощница, а мальчики просто малыши. Что Доменико взрослые сыновья? Вместе будут ходить на скачки, пить кофе, глазеть на женщин и посещать бордель. Он получил великолепную компанию. Нашему же парню, вдруг ставшему многодетным отцом, придётся пахать беспробудно, чтобы поднять детей, не вылазить из его рудника. А как представлю, что на него надвигаются и уже маячат на горизонте 90-е, просто страшно за последствия его поступка. Он — герой, легший на амбразуру. Деньги на него не валятся с неба, как на бизнесмена Доменико, который ездит в Париж за обувью. Так что нашему будет очень трудно, но он для меня пример, свет в туннеле. А Доменико — дрянцо (поэтому я полностью на стороне Филумены в её манипуляциях!).

    • Не совсем, я имел в виду принятие решения о том, чтобы взять детей. У Михайлова ситуация была на этот период уже понятна, он точно знал, кто чей ребенок, он так же узнал страшную правду про свою жену, что она ему хранила верность. А у Мастрояни все сложнее — шлюха, с которой спал весь город, вдруг ему рассказывает, что у нее есть от него ребенок. Типичное вымогательство, которое было бы вопиющим, если бы не хитрость сценариста, заставившего Филумену отказаться от всех притязательств (опять-таки под мощнейшим давлением).
      Сомнения Мастрояни более чем обоснованы, это типичная схема вымогательства и отжима средств, практикующаяся сплошь и рядом. Просто запрос у Филумены был не просто деньги, а сразу все имущество и фамилия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *