Алёшкина любовь (1961) – реж. Георгий Щукин, Семён Туманов

«Алёшкина любовь» — маленький советский фильм, в котором рассказана очень взрослая история о настоящей любви. О той любви, о которой пишут поэты, поют песни, и о которой постоянно задаёшься вопросом: «А существует ли такая на свете? Не выдумка ли она?» Она не кричит о себе, не привлекает внимания, но при этом так сильно поражает своим существованием, что преображает всех, кто рядом. Любовь – это свет. Этот свет зовёт и манит, но увидеть его дано не всякому. Алёшка его разглядел.

 

А почему? Что за душа такая у него, обычного паренька, несколько невзрачного, непритязательной внешности, робкого молчуна?  А вот  поди же, обратил на себя внимание красивой девушки Зинаиды, и она его разглядела.

Судьба занесла Алёшку (Леонид Быков) в артель геологов-бурильщиков – их около десяти человек, только одна супружеская пара. Не очень рад Алёшка, что попал в такую компанию. Даже не зная, кто он и откуда, понимаешь, что паренёк с правильными понятиями о жизни, отношениях, совсем не циник, даже наоборот, романтик душой. Кто ещё в своём уме потащит за собой в чемодане стихи Пушкина?

Трудовая карьера парня начинается неудачно, он предстаёт полным неумехой – люди же его окружают с большим опытом. Не только производственным, но и любовным. Застав своего товарища по бригаде с женой шофёра из их же бригады, он готов принять эту ситуацию, если только это любовь. Какая там любовь! Всё ведь обыденно и понятно. Но не Алёшке. Его упёртость там, где всем всё понятно и все привыкли жить так, упрощённо, сначала вызывает всеобщий смех и подтрунивание.

Потом, когда дело принимает серьёзный оборот, и его товарищи видят, какие расстояния он готов пройти, чтобы только увидеть Зинку (Александра Завьялова), становится не до смеха. Бригада находится в полном недоумении: Что он в ней нашёл? (другие-то ничего не разглядели!) Когда разглядели – Что она в нём нашла? Зачем он ходит? Разве не за тем, зачем они лазают к женщинам соседней фермы? И конфликт непонимания усиливается, когда видный парень с большим любовным опытом решает доказать всем и себе, прежде всего, что Зинка как все, которых он встречал на своём любовном пути. Отпор девушки и вызов Алёшки – вот поворотный пункт истории, за которым недоумение превращается в восхищение и признание – а любовь-то есть. Вот она рядом. Алёшкина любовь.

Вся эта история незамысловатая, простая, но впечатление от неё незабываемое, потому что прикасаешься к светлому чувству этой пары, стопроцентно веря в их счастье.

И невозможно поверить, что этот фильм может вызвать у кого-то другие чувства и эмоции. Но ведь вызвал. За шквалом разгромной критики навалились письма партийных деятелей к министру культуры – заклеймить, принять меры, пресечь.

Вот почитайте.

«Кого мы увидели на экране, кто эти люди, чему учат их поступки? Это просто неорганизованная группа пошляков, именующая себя «артелью».
Все персонажи почему-то отрицательные — и молодежь, и люди более старшего возраста, кроме Алешки… Обращает на себя внимание ограниченность героев, ярко подчеркнутый постановщиками цинизм. Удивительно, что, говоря о книгах, эта молодежь из всех произведений Тургенева знает только «Муму» да еще вспоминает несколько произведений иностранных авторов, как. например, «Пармская обитель» и «Манон Леско». Но не упоминают ни одного произведения советских авторов…

Через весь фильм проходит хамски-пренебрежительное отношение к женщине… Девушку называют только Зинкой, ее появление встречают свистом и улюлюканьем. А как постыдна сцена, когда Николай, молодой человек с низменными побуждениями, грубо набрасывается на незнакомую девушку, оскорбляя ее, посягая на ее личность и человеческое достоинство? А эти похождения на ферму, взаимоотношения Сергея с женой товарища и т. д.?
Для чего нужно было авторам выпячивать эту сторону, так нехарактерную для поведения нашей молодежи, для советских людей?

Поражает язык фильма, крайне скудный, пересыпанный уличным жаргоном, бранью и избитыми афоризмами… Каким корявым, несовременным языком рассуждает героиня фильма Зина: «Поди, лучше меня знаете, как началась Алешкина любовь. Или с богом. Сказывают, смеялись над ним» и т. д.

Если проследить за историей зародившейся любви Алешки, то непонятно, за что он полюбил Зину? Может быть за то, что впервые услышал брань, которой она обменивалась с одним из многочисленных поклонников? Ходит Алешка за 5-15 км на свидание, ходит и даже не знает ее имени, не разговаривает, молчит, а она отворачивается и в довершение всего говорит ему пошлости. Разве о такой любви мечтает наша молодежь? Какие духовно обедненные, неживые личности!

У нас создалось убеждение, что авторы фильма оторваны от жизни, не представляют себе подлинного облика нашей рабочей молодежи, ее разнообразного круга интересов, вкусов и запросов. Нет, наша рабочая молодежь не такая.
В этом фильме была возможность показать величие и значение тяжелого труда геологов, изыскателей. Показать настоящий коллектив, дружбу, честность, любовь, верную и преданную…

Мы вполне согласны и поддерживаем выступление Л. Погожевой в журнале «Искусство кино», в котором отмечаются крупные недостатки сценария, затем значительно усилившиеся в самом фильме.
Хотелось бы, чтобы коллектив «Мосфильма» сделал для себя серьезные выводы, повернулся наконец лицом к жизни и не выпускал в свет суррогатов, подобных фильму «Алешкина любовь».

 

One Response to Алёшкина любовь (1961) – реж. Георгий Щукин, Семён Туманов

  1. Dorohuncio:

    Нет зловреднее людей, чем непримеримые борцы за чужую нравственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *