78 лет Эдуарду Николаевичу Артемьеву!

artemiev_cords

Сегодня исполнилось 78 лет нашему отечественному Говарду Шору и Хансу Циммеру в одном флаконе, композитору Эдуарду Николаевичу Артемьеву.

Да, у нас есть чем и кем гордиться.

Вот хотя бы эту композицию Эдуарда Артемьева 1979 года из киноэпопеи Андрона Кончаловского «Сибериада»:



Но начало музыкальной карьеры, у тогда еще молодого Эдуарда Артемьева, состоялось в тандеме с другим нашим соотечественником композитором и радиолюбителем Станиславом Крейчи.

Все это плавно ведет нас к поворотному событию в мире музыки — открытию первого музыкального синтезатора, который был открыт, ни за что не угадаете кем и где.

В далеком и суровом 41 году еще одним нашим гением Евгением Александровичем Мурзиным был придуман на бумаге проект первого в мире музыкального синтезатора. Затем война, долгие годы по восстановлению и упорные попытки реализации своего проекта в домашних условиях, и в 58 году свет увидел первый в мире синтезатор под называем АНС (аббревиатура расшифровывается просто —   Александр Николаевич Скрябин — любимый композитор Мурзина, который и послужил источником идеи создания синтезатора).

Что такое синтезатор АНС:

» Новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в АНСовской — 72. 720 звуковых дорожек чистых тонов — то есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, космический… Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы — что угодно. Удивителен был сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы — музыкальная фраза как бы рисовалась. «

artemiev_01_temp1

Вот что говорит сам Эдуард Артемьев о синтезаторе АНС:

В 1957 году я прочитал в журнале «Техника — молодежи» о синтезаторе АНС. Создатель, военный инженер Евгений Мурзин, назвал его в честь композитора Александра Николаевича Скрябина, получил восторженные отзывы от Дмитрия Шостаковича и Тихона Хренникова, но писать музыку для синтезатора они не стали. Тогда изобретатель повесил в Консерватории, где я учился, объявление о поиске композиторов, готовых работать на АНС. Меня аппарат поразил, его потрясающие звуки вызывали ассоциации с чем-то непознанным. Первый в мире студийный синтезатор — это то, чем мы можем гордиться и сегодня, ведь никто такого не придумал: не нужно знать ничего об электронных кодах, достаточно просто фантазировать. Коллеги по Союзу композиторов считали, что я занимаюсь ерундой. Поначалу электронная музыка была интеллектуальной разновидностью академической, а уже затем ушла в сторону популярной. К сожалению, АНС так и не стал серийным. Он существует в единственном экземпляре и сейчас находится в Музее музыкальной культуры имени Глинки.

Вот Станислав Крейчи рядом с культовым синтезатором АНС.

130870_600

Эдуард Артемьев о первых своих работах на синтезаторе АНС и совместной работе с Станиславом Крейчи —

Нельзя сказать, что полет Гагарина вдохновил меня на написание какой-то «космической» музыки. Просто для Всемирной выставки в Лондоне 1961 года мы с композитором Станиславом Крейчи получили заказ на звуковое сопровождение короткометражного фильма «Космос», которое написали для синтезатора АНС. Потом фирма грамзаписи «Мелодия» даже выпустила пластинку-миньон «В космосе», попавшую во все энциклопедии электронной музыки. Следом я написал электронную композицию «Звездный ноктюрн», а еще спустя два года знаменитый композитор Вано Мурадели привлек меня для работы над фильмом «Мечте навстречу» в качестве соавтора: по сюжету звездолет, направляющийся на Землю с планеты Центурий, терпит аварию недалеко от Марса, и на помощь пришельцам отправляется межзвездный корабль «Океан». Мурадели писал симфонические куски, а я — космическо-фантастическую часть. С тех пор меня стали привлекать к любой работе, связанной с космосом. Сначала приглашали именно как сочинителя электронной музыки, а потом уже просто как композитора.

Некоторые меломаны тут же припомнят культовую космическую музыкальную группу Space. Но первые композиции французов появились лишь в 1977 году. Эти ребята, а именно основатель группы Дидье Маруани несомненно молодцы, но они далеко не первопроходцы и делали они свою музыку уже на клавишных синтезаторах.

О роли и первопроходстве русского изобретения как-то стыдливо замалчивается. А между тем основателями электронной музыки были русские инженеры радиоэлектронщики меломаны и среди них Эдуард Николаевич Артемьев :)

bu7

ЗЫ ну и помимо электронной музыки Эдуард Артемьев писал замечательные инструментальные композиции. Любимейшие из фильма Свой среди чужих, чужой среди своих.

8 комментариев to 78 лет Эдуарду Николаевичу Артемьеву!

  1. georgina:

    Буквально дышали музыкой Артемьева. Обожаю его Рабу любви и восхитительно прекрасную «Где же ты, мечта?» в исп. Елены Камбуровой. Когда начала смотреть его фильмографию, сделала поразительные открытия — оказывается, в моём любимом фильме «Каждый вечер в 11» роскошную музыку написал тоже Артемьев.А это чудо музыка в «Визите к минотавру»! А «Чисто английское убийство»! Великий композитор. Спасибо, что напомнил нам о нём.

  2. AlexSandra:

    Гениальная музыка! Спасибо за ролик по «Своему среди чужих», музыкальный ряд оттуда мою душу наизнанку выворачивает. Любимейший фильм в ранней юности. Как Михалков мог его снять, не понимаю.
    Для меня музыка — важнейшая составляющая часть фильма. Даже от посредственного фильма смогу получить удовольствие, если мне нравится саундтрек (напимер, «ГиП» с Кирой Найтли).

    • georgina:

      Хорошая музыка нынче редкость. Начинаешь её ценить, когда наступает другое время.

    • Фильм любимейший. Шилов великолепен и круче 100% концентрата из Бондов.
      Думаю все мальчишки хотели им быть. Вот какие фильмы нам нужны!
      PS жалко что мало меломанов, для большинства из них было бы открытием узнать о первооткрывателе синтезаторов и что это был русский человек.

      • AlexSandra:

        Хотели, хотели мальчишки быть Шиловым, и я свидетель. Младшие братья меня с этим фильмом и познакомили, я школу не пропускала, а они часто болели сидели дома и смотрели всё подряд, что по телевизору в конце 8о-х показывали. Они его цитировали бесконечно . Любят этот фильм до сих пор, несмотря на «всплывшую из проруби» информацию о Богатырёве и категорическое неприятие современного Михалкова.

        • Хехе — а у меня как-то органично образовалось дуальное восприятие Михалкова — советское и постсоветское. Радикально разное, хотя и с общими чертами.
          Про Богатырева, то же самое, что и про Чайковского, могу сказать одно — гнусная поганая ложь. Ядовитые сплетни испускаемые из щербатых гнилых ртов, не понятно с какой целью (а порой очень даже понятно с какой) не заслуживают задерживаться в голове и уж тем более как-то влиять на восприятие того или иного человека.

      • Дану по мне как фильм неочень!

  3. Наталия:

    Спасибо Эдуард Николаевич за ваш труд иза ваш щедрый подарок — вашу музыку которая выше времени и суеты этого мира. С нетерпением ожидаю вашего концерта Такие личности как Тарковский, Вы — выше суеты этого мира… Вы помогаете идти через тернии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *