Почему Голливуд не снимает книги Лавкрафта?

Поразительное явление — Говард Филлипс Лавкрафт буквально оплёл своими щупальцами такую территорию, как хоррор, но при этом Голливуд не сделал ни одного стоящего внимания фильма по его страшным книгам. Казалось бы, снято более двух десятков картин и практически все рассказы экранизированы, но формат убивает – маленькие проекты категории Б, а то и ниже. И где, скажите, блокбастеры, от которых кровь стынет в жилах? Может, Голливуд боится самого создателя  Ктулху и Некрономикона? Боится открыть ящик Пандоры?

31 октября самый подходящий день для разговоров о творчестве Лавкрафта, без которого невозможно представить сегодняшний хоррор.

В 1982 году Джон Карпентер снял «Нечто» по рассказу Джона В. Кэмпбелла мл. «Кто идёт?», но без влияния Лавкрафта не обошлось. Режиссёр Роджер Корман перенёс на экран рассказ Лавкрафта «Данвичский ужас», что показательно – Корман, преданный поклонник Эдгара Аллана По и никто не снял картин больше по его рассказам. Как известно, По был любимым писателем Лавкрафта. По замыслу отличный трибьют, а по воплощению – за гранью. Кто помнит этот ужастик? Или другие тяжеловесные, театральные работы Кормана?

Гильермо Дель Торо давным-давно собирается снять «Хребты безумия», но ему постоянно кто-то мешает. Из последних препятствий – «Прометей» Ридли Скотта, который взял и увёл идею из-под самого носа, создав своих инженеров. Но каким надо быть продвинутым зрителем, чтобы напрямую связать «Прометея» и «Хребты»!

Х. Р. Гигер создал Чужого для Ридли Скотта под влиянием Лавкрафта, а значит и «Чужой» находится в этой тесной связке.

«Хребты безумия» — один из самых знаменитых рассказов (повесть) Лавкрафта, и в 2010 году с этим проектом даже связывали Тома Круза.

Гильермо Дель Торо называл ещё одну причину своего отказа снимать картину – вмешательство студии:

«Студия нервничает по поводу стоимости картины, а также отсутствия любовной линии и хэппи-энда. А это невозможно в мире Лавкрафта».

С.Т. Джоши, биограф Лавкрафта,  ведущий научный авторитет в изучении его творчества:

«Невозможно переоценить влияние Лавкрафта на литературу и культуру 20 и 21 века. Его заслуга в объединении традиционного сверхъестественного ужаса с зарождающимся направлением научной фантастики, и эта комбинация стала таким долгоиграющим результатом».

Творчество Лавкрафта не появилось из ничего. Он – преданный поклонник Эдгара По и Лорда Дансени, ирландского писателя, первопроходца жанра фэнтези. От первого он унаследовал перегруженный барочный стиль, от другого – страсть к педантичности. К его прозе надо приноровиться. Ну, а когда приноровился, то полностью подпадаешь под его мистическое обаяние.

Лавкрафт всегда был атеистом, и его работы подтверждают, что переворачивающие разум кошмары, могут существовать в совершенно нереальном мире. Он встретил родственную душу в Гарри Гудини, для которого изредка приносил свои рассказы о призраках. Гудини разделял скептицизм Лавкрафта по отношению к религии и спиритизму. В 1926 году (год смерти Гудини) они даже планировали выпустить книгу, развенчивающую веру в чудеса. У книги предполагалось название «Беда предрассудка».

Биография Лавкрафта такая же обескураживающая, как и его книги. Он родился в 1890 году в Провиденсе, штат Род-Айленд. Ему было всего три года, когда в психушке умер его отец от ментальной болезни, ставшей следствием нелеченного сифилиса.

Мать, страдавшая от отсутствия внимания, переключила всю свою удушающую любовь на маленького сына. При этом она часто вымещала своё негодование на бледном болезненном ребёнке.

В документальном фильме «Лавкрафт: Страх неизвестного» Джоши рассказал:

«Отношения были максимально проблемными, это были отношения на уровне любовь-ненависть. Она часто называла его омерзительным».

Повзрослев, Лавкрафт превратился в законченного отшельника. Он бросил школу и проводил всё время за чтением книг и размышлением о нечеловеческой обширности космоса. Если не считать краткой несчастливой женитьбы, он так и остался одиноким до конца жизни – он умер в 46 от рака тонкой кишки.

Лавкрафт страдал ксенофобией и боялся, что белая протестантская Америка находится под угрозой наплыва эмигрантов из Южной Европы и Азии.

Эти темы не были ключевыми в его историях, но постоянно всплывали. Расизм Лавкрафта подвергается сегодня тщательному изучению и порицанию. Только представить на миг, как он мог себя почувствовать в сегодняшнем Нью-Йорке или Гарварде, где живут люди со всего света. Он бы точно сошёл с ума.

«Никто не будет отрицать, что Лавкрафт был расистом, но надо понимать общественные течения его времени, чтобы дать правильную оценку этому сложному вопросу. Лавкрафт вырос в очень консервативной части США в такое время, когда туда устремился огромный поток иммигрантов со всех частей света. Совершенно объяснимо, что некоторые американские старожилы чувствовали угрозу своей культуре со стороны приезжих. Лавкафт также ощущал, что на его стороне наука, которая определяла его собственную расу как превосходящую над всеми другими – вбросы этих псевдонаучных понятий как раз начались в 1920».

Неужели эти взгляды Лавкрафта пугают Голливуд и не дают ему развернуться во весь рост в экранизации его работ? Вряд ли это является решающим. Дель Торо оценил перенос на экран «Хребтов безумия» в $100 миллионов.  Кроме того, он хотел только самый жёсткий рейтинг картины, а это значит, касса под вопросом. Даже Джеймс Кэмерон в качестве продюсера не стал весомым аргументом.

Вот и получается, что только маленькое независимое кино может позволить себе игры с Лавкафтом. Сразу вспоминается популярный хоррор с чёрным юмором 1985 года «Реаниматор» режиссёра Стюарта Гордона (он снял также «Дагон» и «Урод в замке» по произведениям Лавкрафта). Гордон пересказал историю Герберта Уэста с чёрным юмором, но сохранил тон книги.

«Я фанатею от Лавкрафта с тех самых пор, как начал читать его подростком. Не знаю,  как бы Лавкрафт воспринял наши адаптации —  то, как еврей (Гордон) перенёс на экран его работу, а индус (Джоши) занимается анализом его книг. Сегодня Лавкрафт, поддерживавший Гитлера, считался бы отъявленным расистом, сторонником господства белой расы. Тем не менее, я нахожу его самым оригинальным писателем из всех, с кем я сталкивался. Его Мифы Ктулху это такая законченная и детализированная вселенная, что можно потеряться в ней на всю оставшуюся жизнь».

Источник  The Telegraph

Читайте по этой теме:

Увидим ли мы Хребты Безумия в ближайшее время?

 

4 комментария to Почему Голливуд не снимает книги Лавкрафта?

  1. Это же создатель Ктулху! С этого и надо было начинать :)))
    Это же инернет мем Ктулху!!!

  2. Реаниматор шикарен, причем сиквел тоже!

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *